Либерально-революционное направление Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник» , 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки» , 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство» , 1876—1918).
Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского» , а в постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.
Н. К. Михайловский в обширных статьях, посвященных «деревне» , протестовал против того, что "к нам должна быть целиком пересажена «Европа» ; он же указал, что закон Маркса о трёх базисах экономической жизни есть закон исторический, выведенный из наблюдений над европейской жизнью, а не естественноисторический, и Россия, именно благодаря «особенностям» общинно-артельного духа русского народа, может и не пройти через капиталистический этап.
[править] Социально-революционное направление В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским» . Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи» , радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.
[править] Анархистское направление Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.
Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию» , а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда —наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским») . Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.
Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.
Речь идет об образовании Древнерусского государства. Варяги - это скандинавы, викинги, некоторые из предводителей которых (Рюрик, Дир, Аскольд, и др.), стали правителями в Северной и Южной Руси. Летописи говорят о том, что в Северной Руси Рюрик был призван в князи после усобицы в племени ильменских словен.
Некоторые историки (антинорманисты) утверждают, что варяги были не скандинавами, а северными балтийскими славянами (лютичами, ободритами или лужичанами). Однако слово "варяг" известно и по византийским источникам, которые однозначно идентифицируют варягов как скандинавов.
Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник» , 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки» , 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство» , 1876—1918).
Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского» , а в постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.
Н. К. Михайловский в обширных статьях, посвященных «деревне» , протестовал против того, что "к нам должна быть целиком пересажена «Европа» ; он же указал, что закон Маркса о трёх базисах экономической жизни есть закон исторический, выведенный из наблюдений над европейской жизнью, а не естественноисторический, и Россия, именно благодаря «особенностям» общинно-артельного духа русского народа, может и не пройти через капиталистический этап.
[править] Социально-революционное направление
В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским» . Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи» , радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.
[править] Анархистское направление
Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.
Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию» , а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда —наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским») . Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.
Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.
Речь идет об образовании Древнерусского государства. Варяги - это скандинавы, викинги, некоторые из предводителей которых (Рюрик, Дир, Аскольд, и др.), стали правителями в Северной и Южной Руси. Летописи говорят о том, что в Северной Руси Рюрик был призван в князи после усобицы в племени ильменских словен.
Некоторые историки (антинорманисты) утверждают, что варяги были не скандинавами, а северными балтийскими славянами (лютичами, ободритами или лужичанами). Однако слово "варяг" известно и по византийским источникам, которые однозначно идентифицируют варягов как скандинавов.