Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали следующие. 1. Архитектура. XIV-XVIвв. — двухвековой расцвет русской архитектуры между двумя упадками: разорительным монгольским нашествием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псковская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных направлений: новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, который был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником1 в честь взятия Казани); широкое строительство каменных кремлей. Первой и крупнейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из камня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV — начале XVI в. те же итальянские архитекторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский собор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) — главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коронаций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фря- зин, 1505-1508 гг.), построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Москве и Смоленский кремль. В XVI в. крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах. Живопись. К XIV-XVвв. относится расцвет русской иконописи: в русских монастырях появляются иконостасы, Русь становится центром православной иконописи, в это время создают свои иконы лучшие иконописцы — византийский мастер Феофан Грек (икона Донской Богоматери), а также русские мастера Андрей Рублев (мастер московской, или владимиро-суздальской, иконописной школы 1360-1430-х гг., автор росписей соборов Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре Андроникова монастыря в Москве, а также созданной около 1411 г. иконы «Троица» для Троице-Сер- гиева монастыря), Дионисий (мастер конца XV — начала XVI в., автор росписей и икон Иосифо-Волоколамского монастыря, Ферапонтова монастыря около города Кириллова, части икон и фресок Успенского собора Московского Кремля) и его сын Феодосий (росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1503 г.) (рис. 18.1). В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь- пушку калибром 890 мм.
Cегодня мы проведем комбинированный урок, побываем на выставке, на экскурсии, поработаем с учебным текстом, рисунками, заполним таблицу, запишем новые слова, узнаем об особенностях и характерных чертах архитектуры и живописи XIV-XVI веков /ознакомить с планом/, и ответим на поставленные вопросы /ознакомить с задачами/.
Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви (рисунок, стр. 242).
С особенностями архитектуры мы познакомимся при просмотре презентации. Итак, идем в поход в кино (презентация «Особенности архитектуры»). (После просмотра презентации – физкультминутка).
Физкультминутка: дети встают, хлопая в ладоши, считают: «раз, два, три…Учитель продолжает и указывая на ученика: «формулу Витрувия назови» (таким образом три раза). Затем считалка меняется «Типы храмов назови» – 5 раз, т.е . дети делают физкультминутку и закрепляют изученное.
Параграф 27.Конспект параграфа
Объяснение:
Cегодня мы проведем комбинированный урок, побываем на выставке, на экскурсии, поработаем с учебным текстом, рисунками, заполним таблицу, запишем новые слова, узнаем об особенностях и характерных чертах архитектуры и живописи XIV-XVI веков /ознакомить с планом/, и ответим на поставленные вопросы /ознакомить с задачами/.
Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви (рисунок, стр. 242).
С особенностями архитектуры мы познакомимся при просмотре презентации. Итак, идем в поход в кино (презентация «Особенности архитектуры»). (После просмотра презентации – физкультминутка).
Физкультминутка: дети встают, хлопая в ладоши, считают: «раз, два, три…Учитель продолжает и указывая на ученика: «формулу Витрувия назови» (таким образом три раза). Затем считалка меняется «Типы храмов назови» – 5 раз, т.е . дети делают физкультминутку и закрепляют изученное.
Запись в тетради:
а/ Формула Витрувия: прочность, польза, красота.
б/ Типы храмов: 1. крестово-купольный; 2. шатровый; 3. ярусный; 4. церковь-ротонда; 5. храм-«корабль».
-?- Можем назвать особенности?
каменное строительство.
прочность, польза, красота.
умелые мастера.
характерные черты.
шатровый стиль.
в/ Архитектуру XIV-XVI веков можно разделить на три центра: Новгородская; Псковская; Северо-Восточная (Московская).