Тема «Цивилизации Древнего Востока» Цели урока: 1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока. 2. Продолжить формировать умения работать с картой, сравнивать, сопоставлять исторические факты, явления. 3. Развивать умения работать в команде. 4. Выявить общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. Оборудование: Карточки с заданиями, контурные карты, мультимедиа. Ход урока 1. Мотивация. 2. Вывод темы и целей урока. - Какую большую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Цивилизации Древнего Востока) - А если тема завершена, то у нас сегодня какой урок? (Повторительно - обобщающий). Сформулируем тему нашего урока. (Повторительно - обобщающий урок «Цивилизации Древнего Востока». - А что обозначает слово «цивилизация»? Мы изучали два значения этого слова. Первое значение – ступень развития общества, следующая после первобытного строя, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности. Второе значение – объединения людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. - Какое определение мы используем сегодня на уроке, первое или второе? Почему? Давайте определим цели нашего путешествия. (Называют.) 3.Обобщение и конкретизация знаний в форме путешествия по странам. Цели нашего путешествия мы определили, теперь давайте узнаем название команд. Отгадайте историческую загадку и узнаете название вашей команды. На нильских берегах она была, Богатой и цветущею слыла, И ею фараоны управляли, Восстание рабов здесь подавляли. Назови, что за страна. В мире есть сейчас она. (ЕГИПЕТ) Расскажите- ка, ребята, Где без леса и без гор Люди в древности росли. Где покой все обрели. Где из глины повсеместно всё лепили мастера. (Междуречье) В этой стране, в джунглях Исполинское дерево проросло. Да так, что не видно За ним и слонов. Его как бога почитали. «Царь леса» все и называли. (Индия) Чтоб землю с севера обезопасить, У гуннов землю отобрать, Правители решили стену возвести Покой чтоб вечный обрести. И людей великое множество Согнали со всей страны. Заставили стену строить, Чтобы не было войны. (Китай) Ставятся таблички с названиями команд.
В1812, 1816 и 1820 гг. хивинский хан муххамед-рахим подверг кочевья казахов страшному разгрому. особенно разорительным был набег в феврале 1820 г. , когда 10-тысячное хивинское войско ограбило около двух тысяч казахских аулов. цель этих вторжений: подчинение небольшого ханства младшего жуза – ханства арынгазы (1816-1821). арынгазы поехал в петербург в надежде получить признание как вассальный правитель казахов, но был отправлен в калужскую ссылку. крупное вторжение совершил в 1831 г. хивинский хан аллакул. восстание 1821 г. под руководством тентек-торе носило освободительный характер. количество повстанцев превышало 10 тысяч человек. восстание охватило окрестности туркестана, шымкента, аулие-аты. повстанцы взяли крепость сайрам, которую превратили в свой базовый лагерь. восстание было жестоко подавлено. в 20-30 годах xix века против власти коканда произошло несколько восстаний казахов и кыргызов, охвативших районы туркестана, шымкента, сайрама, аулие-аты, бишкека. в 1817 султан сьюк абылайхан-улы заявил о желании принять российское подданство, а в 1819 принес присягу. россии стала подвластной территория племени жалаир, 66 тысяч человек. в мае 1824 г. принято в подданство россии 14 султанов старшего жуза, 165 тысяч душ мужского пола. хивинские и кокандские ханы в 30-40-е годы xix в. пытаются предотвратить вхождение юга казахстана состав россии. гарантом усиления влияния россии на юге казахстана было строительство военных крепостей. возводятся укрепления aктау, алатау, капал, сергиополь (аягуз) , лепсинск (лепсы) . они стали опорными пунктами россии для продвижения в 3аилийский край. в 20-30-х годах xix века был создан «азиатский комитет» . в 1825 году казахи уйсынской волости численностью в 50 тысяч человек дали согласие на открытие внешнего округа на своей территории. в 1831 году был организован аягузский, а в 1842 году - кокпектинский приказы. строительство в 1847 году укрепления капал ускорило обращение во власть россии кочующих в междуречье лепсы и или казахов, а также 40 тысяч кыргызских семей во главе с манапами жантаем, жангаром и ормоном. к 1847 году подавляющее большинство казахов среднего и старшего жузов перешло в российское подданство. 10 января 1848 года в старший жуз назначен российский пристав. южные районы старшего и среднего жузов в 50 - начале 60-х гг. еще оставались под властью коканда. отряд подполковника карбышева в 1851 г. взял крепость таушубек - опорный пункт кокандцев в низовьях реки каскелен. оренбургский генерал-губернатор перовский в 1853 взял крепость акмешит (ак-мечеть) . открывался путь для продвижения в заилийский край. западно-сибирский генерал-губернатор гасфорт предложил соединить сырдарьинскую и сибирскую военные линии. весной 1853 года началось возведение пикетов между рекой kокcy и или. пристав старшего жуза майор перемышельский в месте впадения реки талгар в или в 1853 г. основал илийский пикет, а весной 1854 - укрепление верное на месте средневекового поселения алматы. верный позднее называли илийским поселком. верное становится главным пунктом распространения влияния россии в долинах рек чу и талас. в 1855 г. кыргызское племя бугы (бугу) признало подданство россии. перевод в 1855 году резиденции приставства старшего жуза из капала в верный делало его главным поселением семиреченского края. были построены татарская и малая станицы, где разместились ремесленники и торговцы. сибирский казак осип мамнев положил начало производству меда в 3аилийском алатау. в 1857 году в татарской слободке построена первая водяная мельница, в 1858 году - пивоваренный завод. ученые-путешественники семенов тян-шанский, пржевальский, северцев посещали верный. в 60-х годах xix века здесь проживал шокан. возведение верного ускорило присоединение к россии южных областей казахстана и кыргызских земель.
Тема «Цивилизации Древнего Востока»
Цели урока:
1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока.
2. Продолжить формировать умения работать с картой, сравнивать, сопоставлять исторические факты, явления.
3. Развивать умения работать в команде.
4. Выявить общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю.
Оборудование:
Карточки с заданиями, контурные карты, мультимедиа.
Ход урока
1. Мотивация.
2. Вывод темы и целей урока.
- Какую большую тему мы изучали на предыдущих уроках?
(Цивилизации Древнего Востока)
- А если тема завершена, то у нас сегодня какой урок?
(Повторительно - обобщающий). Сформулируем тему нашего урока.
(Повторительно - обобщающий урок «Цивилизации Древнего Востока».
- А что обозначает слово «цивилизация»? Мы изучали два значения этого слова.
Первое значение – ступень развития общества, следующая после первобытного строя, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
Второе значение – объединения людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
- Какое определение мы используем сегодня на уроке, первое или второе? Почему?
Давайте определим цели нашего путешествия. (Называют.)
3.Обобщение и конкретизация знаний в форме путешествия по странам.
Цели нашего путешествия мы определили, теперь давайте узнаем название команд.
Отгадайте историческую загадку и узнаете название вашей команды.
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла,
И ею фараоны управляли,
Восстание рабов здесь подавляли.
Назови, что за страна.
В мире есть сейчас она. (ЕГИПЕТ)
Расскажите- ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Где из глины повсеместно всё лепили мастера. (Междуречье)
В этой стране, в джунглях
Исполинское дерево проросло.
Да так, что не видно
За ним и слонов.
Его как бога почитали.
«Царь леса» все и называли. (Индия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили стену строить,
Чтобы не было войны. (Китай)
Ставятся таблички с названиями команд.