Живопись, архитектура, скульптура Основные тенденции искусства в это время — переход от барокко (середина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.). Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зубов. Основными жанрами живописи были исторический (А. П. Носенко, Г. И. Угрюмов), портретный (И. Н. Никитин, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Л. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский), пейзажный (С. Щедрин, М. Иванов), сцены из народной жизни (М. Шибанов). Народная живопись развивалась в виде лубочных картинок. XVIII в. — время появления русской скульптуры (в том числе из-за государственных нужд), в которой сначала господствовало барокко (бюсты Петра I и А. Д. Меншикова Б. К. Растрелли), а со второй половины века — классицизм (памятник Петру I — «Медный всадник» скульптора Э. М. Фальконе). Великие русские скульпторы XVIII в. — Ф. И. Шубин (бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, статуя «Екатерина II — законодательница»), М. И. Козловский (памятник А. В. Суворову, статуя Самсона для большого каскада фонтанов в Петергофе). Среди тенденций развития архитектуры выделяются: господство гражданской (светской) архитектуры (особенно государственных учреждений и общественных зданий); переход к регулярному градостроительству и ансамблевой застройке городов; переход от барокко — нарышкинского и петровского (Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий Д. Трезини при Петре I, Зимний дворец и Смольный институт в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе В. В. Растрелли) — к классицизму второй половины XVIII в. (Дом Пашкова в Москве и Михайловский замок в Петербурге В. И. Баженова, здание Сената в Московском Кремле, Московского университета и дома князей Долгоруких М. Ф. Казакова, Таврический дворец И. Е. Старова) и сентиментализму (парки конца XVIII в.). После Манифеста о вольности дворянской 1762 г. появляется архитектурный и культурный феномен дворянской усадьбы. Вывод: новый подход государства к науке, образованию и культуре и распространение европейских образцов позволили вывести русскую культуру в XVIII в. на качественно новый уровень, создать фундамент для золотого века русской культуры.
Эпо́ха дворцо́вых переворо́тов — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.Этому явлению благоприятствовало отсутствие чётких правил наследования престола при непрестанной борьбе дворцовых группировок. В условиях абсолютной монархии дворцовый переворот оказывался единственным действенным обратной связи между верховной властью и обществом, точнее, его дворянской верхушкой.Автор термина В. О. Ключевский датирует эпоху дворцовых переворотов периодом от смерти Петра I в 1725 году до вступления на престол Екатерины II в 1762 году. Однако представление о том, что именно гвардия определяет, к кому перейдёт престол, бытовало также в начале XIX века, во время событий междуцарствия 1825 года (Восстание декабристов).За вычетом перехода власти от Анны Иоанновны к Анне Леопольдовне в 1740 году, от Елизаветы Петровны к Петру IIIв 1761 году и от Екатерины II к её сыну Павлу I в 1796 году, во всех прочих случаях в течение первого века существования Российской империи власть передавалась путём применения угрозы или силы: 1725 — возведение партией Меншикова на престол Екатерины I май 1727 — Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов сентябрь 1727 — свержение Меншикова 1730 — престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие1740 — свержение Бирона группировкой Миниха1741 — возведение на престол Елизаветы Петровны1762 — возведение на Престол Екатерины II и убийство Петра III1801 — убийство Павла Iответственным за нестабильность верховной власти в XVII веке в России оказался Петра I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», которым предельно расширил круг возможных претендентов на престол. Фактически монарх мог назначить своим наследником кого угодно. Если он по каким-то причинам не успевал этого сделать, вопрос о законном наследнике оказывался открытым.
1725 — возведение партией Меншикова на престол Екатерины I май 1727 — Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов
сентябрь 1727 — свержение Меншикова
1730 — престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие1740 — свержение Бирона группировкой Миниха1741 — возведение на престол Елизаветы Петровны1762 — возведение на Престол Екатерины II и убийство Петра III1801 — убийство Павла Iответственным за нестабильность верховной власти в XVII веке в России оказался Петра I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», которым предельно расширил круг возможных претендентов на престол. Фактически монарх мог назначить своим наследником кого угодно. Если он по каким-то причинам не успевал этого сделать, вопрос о законном наследнике оказывался открытым.