Показанная на 13-й передвижной выставке картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» вскоре была запрещена как «крамоль- ная». Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал царю: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения... Удиви- тельное ныне художество: без малейших идеалов, толЬКо чувство голо- го реализма и с тенденцией критики и обличения». Прокомментируйте мнение Победоносцева. Как вы думаете, чём состояла «крамольность» картины
Осада: в этом случае город или крепость окружается и устанавливается блокада, чтобы объект не снабжался продовольствием, боеприпасами и другими ресурсами. Целью здесь является ослабление вражеской крепости – со временем кончаются припасы пищи, в результате чего истощаются силы противника. Тогда крепость либо сдается, либо штурмуется. Пример – осада Ивангородской крепости в русско-шведской войне.
Штурм: этот вид взятия крепостей преимущественно использовался днем при огромном численном превосходстве над противником. Рвы заваливались, лучники или стрелки зачищали стены от врагов, а осадные орудия разрушали стену, после чего солдаты могли проникнуть в крепость и штурмовать ее. Пример – штурм Измаила в русско-турецкой войне.
Иногда нападение перед штурмом было неожиданным. Такое нападение совершается на ничего не подозревающего врага, слишком уверенного в своей безопасности. Так как у врага дозор слабый и невнимательный, к городу можно подобраться очень близко и не быть замеченным (эта тактика часто применялась ночью), а затем внезапно атаковать. Пример – штурм Праги Суворовым.
Хитрость: этот метод полагался на подкуп, обманы, хитрость или предательство – зачастую армия просто впускалась в город. Также эффективно применялись шпионы. Пример – замок Крак де Шевалье.
года. Царем стал его старший брат Фёдор. После смерти Фёдора царями сделались
одновременно братья Иван и Пётр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру
было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья,
умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и
после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село
Преображенское, недалеко от Москвы. Там Пётр прожил семь лет.
В это время в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки
латинского и греческих языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти
не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного
флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости,
построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению
государством энергичных и образованных людей.
Время это не для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" с
деревенскими мальчишками он создаёт основу будущей русской регулярной армии.
Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании
русского флота. Тогда же Пётр познакомился с иностранцами - "немцами" (в то
время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села
Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной
Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев
Пётр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело;
знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Пётр
ещё юношей получил широкое по тому времени образование.
Умер Пётр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских
людей. В 1725 году он лично солдат, тонувших во время наводнения в
финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.