Выступая в поход,фараон ехал впереди в голубой военной короне.За ним -Отряды боевых колесниц.В каждой из них слуга-возничий управлял двумя лошадьми,п воин вельможной семьи готовился поражать врагов стрелами и копьями.Очень интересен и храм царицы Хатшепсут (XVI в. до н. э.), тоже построенный в Фивах, на западном берегу Нила, на отрогах гор, окружавших столицу. Колоннады храма, расположенного на трех поднимающихся друг над другом уступах, хорошо гармонировали с вертикальными выступами скал, служивших ему естественным фоном. В храме было много статуй, изображавших царицу. Некоторые стояли на фасаде, по сторонам колоннад. Стены храма, как обычно, были покрыты цветными рельефами, изображавшими то богов, то события, происходившие при Хатшепсут. Особенно замечательны рельефы, на которых показана далекая страна Пунт, откуда египтяне привозили ценные благовония.Статуэтка писца Каи из Саккара. III тысячелетие до н.э. Раскрашенный известняк. Лувр. Париж. Храм Хатшепсут - прекрасный пример сочетания разных видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, цветных рельефов или росписей. Такой синтез родился в Египте и был одной из важных особенностей его древних монументальных памятников.Египетское искусство достигло высочайших вершин. Скульпторы создавали статуи, мастерски передавая лица разных людей - внимательного писца, сурового царя, молодой женщины. Вот статуя писца Каи (III тысячелетие до н. э.). Его лицо с плоским носом и выступающими скулами необычайно выразительно. Сжатые губы и внимательный взгляд зорких глаз придают лицу писца выражение сдержанности, готовности повиноваться и вместе с тем тонкой наблюдательности. Это ловкий и умный царский приближенный. Совсем иные черты мы видим у статуй других писцов.То же умение скульптора создать портрет можно легко заметить и при сравнении статуй фараонов, например Аменемхета III (начало II тысячелетия до н. э.) и Рамзеса II (1250 г. до н. э.). У первого - удлиненный овал лица, узкие глаза, слегка вогнутый длинный нос, точно срезанные в верхней части щеки. Лицо же Рамзеса II - с крупным орлиным носом, полными щеками, энергичным подбородком.Характерно для древнего египетского искусства и то, что между статуями царей и вельмож, с одной стороны, и статуэтками cлуг и рабов, с другой, существует большая разница. Жизнь вельмож Древнего Египта очень отличалась. Фигуры фараонов и знати всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в молельнях гробниц, им молились, приносили жертвы. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, и поэтому - сидит или стоит царь или вельможа - он всегда показан спокойным, уверенным в себе человеком, здоровым, могучим, иногда излишне полным. Так впечатление от этих статуй достигалось строгой симметричностью построения фигуры, неподвижностью позы. Головы всегда поставлены прямо, руки у сидящих фигур покоятся на коленях, у стоящих - опущены, иногда держат посох.Фараон Аменемхет III в образе сфинкса. Начало II тысячелетия до н.э. Камень. Египетский музей. Каир. Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы. Иногда, желая отметить непосильную тяжесть труда, скульптор изображает истощенные, с проступающими ребрами фигуры, которые резко отличаются от мощных фигур царей и вельмож. Что естественно т.к. жизнь рабов и вельмож Древнего Египта была различной.Прекрасны были и творения древнеегипетских живописцев - стенные росписи. Вот над зелеными зарослями на берегу Нила летят птицы... Дикая кошка сидит на стебле папируса... Тянут сеть рыбаки... Точно вся жизнь Древнего Египта проходит здесь перед нами: тяжелый труд земледельцев, рабов и ремесленников, пиры знати, писцы за работой, отряды воинов. Как свежи и ярки краски, как хоpoшo переданы движения танцовщиц и акробаток, колеблющийся от ветра тростник, бешенный галоп лошадей, мерная поступь быков, легкие прыжки телят..Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В течение тысячелетий многое менялось в долине Нила - человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. Иногда страну опустошали войны; иногда сам Египет захватывал соседние страны, откуда шли богатства, рабы, ценные материалы. В стране происходили разные события. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были и грозные народные восстания. Все это находило свой отклик в памятниках искусства.
Пускай этот поход будет в дакию,на (sarmazegetuzu),когда в риме правил марк ульпий траян,а в дакии царь deцebal из римского лагеря xii invictus legion ,располагавшийся в нижней мёзии, легион выступил в 6 часов утра в сопровождении доблестного марка траяна и его усыновлённого наследника сына адриана в поход на сармазегетузу.из-за вспыхнувшегося конфликта,когда орды варваров безудержно наносили свои натески на римские лагеря,взяли в плен легата легиона и убили двух центурионов,deцebal же не признаёт свою вину,ссылаясь на то,что это не его люди. доселе дакия оставалась в дружеских отношениях с римом,но сегодня уж пробил час превратить дакию римской римские легионеры были подобны мулам,которые тащат на себе весь лагерь.на ночлег они останавливались обычно на небольшом пологом склоне и возле источника с водой.лагерь окружали частоколом,легионеры поднаторели сооружать подобное,другие нации-племена просто восхищались быстроте и ловкости,с которыми римляне работали.ходили они весь день в своих изношенных калигах,подбитыми гвоздями,и передвигались,следует признать,не хуже конной кавалерии.в центре via principalis разместилась палатки трибуна и императора с его сыном.на караул встали новички по жребию.караул сменяли два раза. император у себя разрабатывал стратегию и тактику с военачальниками,а легионеры оттачивали искусство владение мечом и дротиком с крикливыми центурионами.: