Жизнь первобытных людей очень интересна для нас. Название первобытно общинный строй указывает на то, что люди жили общинами. Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Затем люди жили уже родовыми общинами, которые объединяли 50-70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена.
Основными занятиями первобытных людей в эпоху палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Люди вели присваивающее хозяйство. Они только брали от природы, что та им давала.
К 40-му тысячелетию до н. э. первобытные люди жили уже отдельным семьями.
Несколько парных семей составляли общину - род. Основой общины в это время являлась группа родственников по матери. Отсюда и название общины - материнский род. Постепенно материнский род преобразовался в отцовский.
Охота на крупных животных (мамонта, бизона, северного оленя и др.), собирательство и рыболовство обеспечивали людей запасами продуктом питания, что оседлому образу жизни. члены одного рода (общины) делились на охотников, рыболовов, собирателей. Каждый выполнял свою работу. Орудиями труда были деревянные палки. Позднее люди стали использовать кремень для изготовления орудий труда и оружия. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют. На территории, которая оказывалась свободной от льда во время отступлений ледника, люди занимались собирательством кореньев, клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей также была загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с каменных остроконечников, ножей, топоров, копий. Люди использовали удочку, костяные гарпуны, сети, крючки при рыбной ловле.
Неумение объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души жить отдельно от тела и даже после смерти. Каждый род имел свое священное животное - "тотем". Это одна из первых форм религии.
1.образование монгольской империи и завоевания монголов
образование монгольской империи.
тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона есугей бахадура.
по монгольскому преданию темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. рано (9лет) потеряв отца, в юности темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки онон и питаясь сырой рыбой.
однажды предводитель тайчиутов, таргутай-кирильтук послал своих людей к стойбищу темучина, и те захватили его в плен. на юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. однако спустя какое-то время темучину удалось бежать.
сразу после этого началось великое восхождение темучина к вершинам власти и могущества. когда ему исполнилось 17 лет он женился на борте (дай-сечен отец борте). выдававшийся ростом и силой, а также своим незаурядным умом, сын есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. постепенно число его росло, и в 1189 году темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. после этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским . вслед за тем темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. предводитель племени ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней монголии-был убит. следующими противниками стали найманы.
в 1204 году темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. их предводитель таян-хан погиб. затем пришла очередь меркитов, которые также были разгромлены. однако их хан токтая успел бежать. в 1206 году темучин совершил поход на алтай и окончательно победил найманского хана кучлука и меркитского хана токтою. последний был убит, а кучлук бежал в семиречье. таким образом, темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.
в 1206 году он созвал на реке ононе великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. именно тогда темучин официально принял титул чингисхана («величайшего владыки»)1). все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. так осуществилась на 52 году жизни чингисхана давно лелеемая им мечта. когда чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («сокровенное сказание» стр. 168).
теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “чингис”. ты стал царем, царей.” (рашид- ад- дин).
так было образованно великое монгольское государство.
Основными занятиями первобытных людей в эпоху палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Люди вели присваивающее хозяйство. Они только брали от природы, что та им давала.
К 40-му тысячелетию до н. э. первобытные люди жили уже отдельным семьями.
Несколько парных семей составляли общину - род. Основой общины в это время являлась группа родственников по матери. Отсюда и название общины - материнский род. Постепенно материнский род преобразовался в отцовский.
Охота на крупных животных (мамонта, бизона, северного оленя и др.), собирательство и рыболовство обеспечивали людей запасами продуктом питания, что оседлому образу жизни. члены одного рода (общины) делились на охотников, рыболовов, собирателей. Каждый выполнял свою работу. Орудиями труда были деревянные палки. Позднее люди стали использовать кремень для изготовления орудий труда и оружия. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют. На территории, которая оказывалась свободной от льда во время отступлений ледника, люди занимались собирательством кореньев, клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей также была загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с каменных остроконечников, ножей, топоров, копий. Люди использовали удочку, костяные гарпуны, сети, крючки при рыбной ловле.
Неумение объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души жить отдельно от тела и даже после смерти. Каждый род имел свое священное животное - "тотем". Это одна из первых форм религии.
1.образование монгольской империи и завоевания монголов
образование монгольской империи.
тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона есугей бахадура.
по монгольскому преданию темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. рано (9лет) потеряв отца, в юности темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки онон и питаясь сырой рыбой.
однажды предводитель тайчиутов, таргутай-кирильтук послал своих людей к стойбищу темучина, и те захватили его в плен. на юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. однако спустя какое-то время темучину удалось бежать.
сразу после этого началось великое восхождение темучина к вершинам власти и могущества. когда ему исполнилось 17 лет он женился на борте (дай-сечен отец борте). выдававшийся ростом и силой, а также своим незаурядным умом, сын есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. постепенно число его росло, и в 1189 году темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. после этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским . вслед за тем темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. предводитель племени ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней монголии-был убит. следующими противниками стали найманы.
в 1204 году темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. их предводитель таян-хан погиб. затем пришла очередь меркитов, которые также были разгромлены. однако их хан токтая успел бежать. в 1206 году темучин совершил поход на алтай и окончательно победил найманского хана кучлука и меркитского хана токтою. последний был убит, а кучлук бежал в семиречье. таким образом, темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.
в 1206 году он созвал на реке ононе великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. именно тогда темучин официально принял титул чингисхана («величайшего владыки»)1). все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. так осуществилась на 52 году жизни чингисхана давно лелеемая им мечта. когда чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («сокровенное сказание» стр. 168).
теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “чингис”. ты стал царем, царей.” (рашид- ад- дин).
так было образованно великое монгольское государство.