К 1951 году был достигнут определённый консенсус ценой отставки правительства и отречения короля от престола: либеральные силы заключили союз с СХП и стабилизировали политическую систему.
В1947 году Бельгия присоединилась к «плану Маршалла», а в 1949 году вступила в НАТО, определив тем самым свой внешнеполитический вектор и идентичность в рамках послевоенной Европы. В середине 1950-х годов СХП временно потеряла лидирующие позиции в парламенте, уступив место коалиции либералов и социалистов, попытавшихся взять курс на секуляризацию, преимущественно в сфере образования. Однако в 1958 году СХП вновь одержала верх.
В 1960 году независимость получило Конго, а в 1962 году — Руанда-Урунди. Бельгийские власти попытались подавить сопротивление или спровоцировать раскол страны с целью отделения наиболее богатой ресурсами и промышленными объектами провинции Катанга. Однако все попытки колонизаторов восстановить прежний статус колонии или перевести политический контроль над данной территорией в другое русло не увенчались успехом.
С 1960 по 1970 годы Королевство Бельгия переживало сложный период эволюции политической системы. Существование двух исторически сложившихся регионов — Фландрии и Валлонии, сложная в национальном и лингвистическом отношении структура находящегося в центре Фландрии Брюсселя и другое — все эти факторы представляли серьёзную политическую проблему с точки зрения распределения власти и обеспечения интересов всех участников политического процесса.
К 1968 году обострились проблемы, связанные с правами этнических групп, проживающих на территории Бельгии: возникли споры по поводу языка преподавания на фламандских землях и в Валлонии. Эти события привели к отставке правительства. Новое правительство, сформированное премьер-министром М. Эйкенсом (лидером СХП), продержалось до 1972 года. В период с 1970 по 1972 годы под руководством Эйкенса был проведён ряд конституционных поправок, позволивших существенно расширить права регионов Бельгии: были созданы так называемые региональные советы при трёх языковых сообществах (фламандском, французском и немецком) и отдельный совет при Брюсселе. В результате этой конституционной реформы в Бельгии была создана сложная институциональная структура.
В 1960–1970-х годах основные партии страны по-прежнему разделялись по национальному признаку на валлонские и фламандские.
К 1978 году, в период правления премьер-министра Л. Тиндеманса, политическая система Бельгии частично стабилизировалась благодаря достижению консенсуса между ведущими партиями страны (причём существенную роль сыграли движения, представлявшие региональные интересы): было принято решение о постепенном переходе к федерализму. Однако успех оказался недолговременным из-за вмешательства.
Таким образом, в 1980 году Бельгия сделала первый шаг на пути к конституционному федерализму.
Новый кризис в 1987 году привёл к окончательному ослаблению позиций Мартинса (ранее в 1980 году он потерял свой пост на несколько месяцев в результате парламентского кризиса). На практике новая политическая система оказалась неэффективной при решении проблем, возникших в связи с неравномерностью распределения фламандских и франкоязычных сообществ Бельгии: на юго-востоке Фландрии политические права французского меньшинства оказались ущемлены, что привело к новому конфликту. Кризис был разрешён благодаря вмешательству короля, настоявшего на формировании нового правительства, включавшего социалистические и христианские партии, а также партию, представлявшую интересы фламандцев.
В 1992 году Мартинса сменил Ж. -Д. Дегене. На предшествовавших парламентских выборах стало явным существенное изменение партийно-политического ландшафта страны: помимо традиционного успеха христианско-социалистических партий, усилили свои позиции «зелёные» и радикальная партия крайнего правого спектра — Фламандский блок. Новое правительство сделало упор на решении экономических проблем, сокращении военных расходов и усилении курса на федерализацию политической системы. После принятия в 1993 году поправок к конституции Бельгия стала федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов.
В 1999 году Дегене потерпел поражение на выборах (после окончания его второго срока в качестве премьер-министра) вследствие потери общественного доверия, вызванной рядом громких коррупционных скандалов. Новым главой правительства был избран Ги Верхофстадт, опиравшийся на коалицию из 6 партий во главе с Фламандскими либералами и демократами (победившая партия). Коалиция Ги Верхофстадта получила название «коалиция радуги» благодаря включению в политический спектр социалистов, либералов и «зелёных».
В1947 году Бельгия присоединилась к «плану Маршалла», а в 1949 году вступила в НАТО, определив тем самым свой внешнеполитический вектор и идентичность в рамках послевоенной Европы.
В середине 1950-х годов СХП временно потеряла лидирующие позиции в парламенте, уступив место коалиции либералов и социалистов, попытавшихся взять курс на секуляризацию, преимущественно в сфере образования. Однако в 1958 году СХП вновь одержала верх.
В 1960 году независимость получило Конго, а в 1962 году — Руанда-Урунди. Бельгийские власти попытались подавить сопротивление или спровоцировать раскол страны с целью отделения наиболее богатой ресурсами и промышленными объектами провинции Катанга. Однако все попытки колонизаторов восстановить прежний статус колонии или перевести политический контроль над данной территорией в другое русло не увенчались успехом.
С 1960 по 1970 годы Королевство Бельгия переживало сложный период эволюции политической системы. Существование двух исторически сложившихся регионов — Фландрии и Валлонии, сложная в национальном и лингвистическом отношении структура находящегося в центре Фландрии Брюсселя и другое — все эти факторы представляли серьёзную политическую проблему с точки зрения распределения власти и обеспечения интересов всех участников политического процесса.
К 1968 году обострились проблемы, связанные с правами этнических групп, проживающих на территории Бельгии: возникли споры по поводу языка преподавания на фламандских землях и в Валлонии. Эти события привели к отставке правительства. Новое правительство, сформированное премьер-министром М. Эйкенсом (лидером СХП), продержалось до 1972 года. В период с 1970 по 1972 годы под руководством Эйкенса был проведён ряд конституционных поправок, позволивших существенно расширить права регионов Бельгии: были созданы так называемые региональные советы при трёх языковых сообществах (фламандском, французском и немецком) и отдельный совет при Брюсселе. В результате этой конституционной реформы в Бельгии была создана сложная институциональная структура.
В 1960–1970-х годах основные партии страны по-прежнему разделялись по национальному признаку на валлонские и фламандские.
К 1978 году, в период правления премьер-министра Л. Тиндеманса, политическая система Бельгии частично стабилизировалась благодаря достижению консенсуса между ведущими партиями страны (причём существенную роль сыграли движения, представлявшие региональные интересы): было принято решение о постепенном переходе к федерализму. Однако успех оказался недолговременным из-за вмешательства.
Таким образом, в 1980 году Бельгия сделала первый шаг на пути к конституционному федерализму.
Новый кризис в 1987 году привёл к окончательному ослаблению позиций Мартинса (ранее в 1980 году он потерял свой пост на несколько месяцев в результате парламентского кризиса). На практике новая политическая система оказалась неэффективной при решении проблем, возникших в связи с неравномерностью распределения фламандских и франкоязычных сообществ Бельгии: на юго-востоке Фландрии политические права французского меньшинства оказались ущемлены, что привело к новому конфликту. Кризис был разрешён благодаря вмешательству короля, настоявшего на формировании нового правительства, включавшего социалистические и христианские партии, а также партию, представлявшую интересы фламандцев.
В 1992 году Мартинса сменил Ж. -Д. Дегене. На предшествовавших парламентских выборах стало явным существенное изменение партийно-политического ландшафта страны: помимо традиционного успеха христианско-социалистических партий, усилили свои позиции «зелёные» и радикальная партия крайнего правого спектра — Фламандский блок. Новое правительство сделало упор на решении экономических проблем, сокращении военных расходов и усилении курса на федерализацию политической системы. После принятия в 1993 году поправок к конституции Бельгия стала федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов.
В 1999 году Дегене потерпел поражение на выборах (после окончания его второго срока в качестве премьер-министра) вследствие потери общественного доверия, вызванной рядом громких коррупционных скандалов. Новым главой правительства был избран Ги Верхофстадт, опиравшийся на коалицию из 6 партий во главе с Фламандскими либералами и демократами (победившая партия). Коалиция Ги Верхофстадта получила название «коалиция радуги» благодаря включению в политический спектр социалистов, либералов и «зелёных».