Джон Lilburne, 1615-57) — английский политический деятель XVII в., принадлежал к джентри. Уже 20-ти лет Л. участвовал в распространении запрещенных религиозно-исторических памфлетов и вместе с другими противниками епископской власти от преследований только бегством в Ирландию; Во время междоусобной войны Лильборн вступил в ряды парламентской армии, был взят королевскими войсками в плен, отказался от предложения перейти на сторону короля и получил свободу только через год, при обмене пленных. До 1644 г. Л. служил под начальством Кромвеля, с которым вступил в тесную дружбу, считая его приверженцем веротерпимости. Уже в это время Л. написал несколько памфлетов, где ясно выступают основные черты учения левеллеров (см.) — о верховенстве народа и ограничении парламентской власти основными законами страны. Он восстает против произвола власти. По усмирении бунта 1649 г. как подстрекатель подвергся судебному преследованию, но по недостаточности улик был оправдан, .. по отношению к английской республике". Он должен был покинуть свое дело в городе и переселился в деревню, но и там налоги и солдатские постои лишили его вновь приобретенного имущества. Однако даже вторичное разорение не поколебало его веры в правоту защищаемого парламентом дела, и только постепенно он стал разочаровываться в людях, которые вели борьбу с королем, и в искренности их стремлений. Однажды во время работы у него в голове возник целый рой мыслей, о которых он раньше ничего не слыхал и не читал. Окружающие, которым он решался их поведать, находили их до того дикими, что не хотели даже слушать о них. Одна из этих мыслей заключалась в том, что земля должна сделаться достоянием всех людей. У. был, по-видимому, творцом и вдохновителем того движения, которое возникло в 1649 г. и сторонники которого называли себя "истинными левеллерами", в отличие от последователей Лильборна. Среди главарей движения наряду с У. занимал видное место Вильям Эверард. Когда Лильборн и другие вожди левеллеров были заключены в Тауэр, на холме близ Лондона, 8 апр. 1649 г., появилось несколько человек, с заступами в руках. .Эверард и У. ответили, что цель их заключается в том, чтобы восстановить изначальную общность пользования плодами земли; но тут же они сказали, что сопротивления властям не окажут, а будут ждать для осуществления своих задач более благоприятного момента. Присяжные — из землевладельцев — наложили на них высокий штраф; они не могли его выплатить, и их имущество было продано. "Истинные левеллеры", или, как они еще называли себя, землекопы, не унимались и снова делали попытки обрабатывать незанятую землю; их разгоняли вновь и вновь. Вместе с тем они выпускают целый ряд памфлетов. Бернштейн, открывший для науки истинных левеллеров и У., думает, что даже те памфлеты, на которых стоят имена Эверарда и дает резкую критику существующих порядков; в первых трех главах изложены теоретические рассуждения о свободе и о монархическом и республиканском образе правления; с четвертой главы начинается картина идеального общественного устройства. Главные черты его таковы: земля общая; в промышленности господствует домашнее производство; распределение происходит при общественных магазинов; обучение и труд всеобщи и обязательны; центральная власть — в руках парламента, местная — в руках различных должностных лиц; войско и духовенство имеются, но обязанность последнего ограничивается просвещением народа, ибо религии, основанной на сверхчувственном, не существует; брак свободен и совершается без всяких формальностей; он обязателен в случае доказанной связи, приведшей к рождению ребенка; наказания, вплоть до смертной казни, существуют; высшие наказания постигают уличенных в купле и продаже; золото и серебро, как и у Мора, идут только на утварь.
Выступали за наделение крестьян землёй,чего не сделал парламент.их течение получило название уравнители,то есть они выступали за равное распределение земли для всех. после того,как требования лильберна не были приняты,начинается движение истинных уравнителей под предводительством уинстенли. они начинают просто занимать и вскапывать пустующие земли. поэтому ещё одно их название-копатели. Кромвель приказывает разгонять эти группы, потому что все что хотел,он получил и продолжать реформы в интересах крестьянина собирался. поэтому и преследует эти движения. а потом вообще устанавливает протекторат в своём лице