За три тысячи лет до нашей эры в восточной части Малой Азии уже существовало рабовладельческое государство Элам (провинция с похожим названием существует в Иране в наши дни), завоёванное Ассирией в VII веке до нашей эры. Власть ассирийцев была недолгой, и их господство в Эламе уступило место господству мидийцев (в начале VI века до нашей эры), а затем персов. В VI веке до нашей эры территория Персидского государства простиралась от Эгейского моря до Инда и включала, в частности, покорённую персами Месопотамию.
Персия лежит на торговых путях между Европой и Индией, и поэтому многие государства стремились покорить её. В IV веке до нашей эры. Персию завоевал Александр Македонский. В VII веке нашей эры её подчинили себе арабы, превратив находящуюся рядом Месопотамию в центр Арабского халифата. В период его господства древнее верование персов — зороастризм — было сменено исламом.
Завоевание Персидского государства греками (точнее, выходцами с Балканского полуострова), а затем арабами оказало двоякое влияние на персов. Происходит обогащение их культуры, являющейся одной из самых древних в мире. Однако такое культурное взаимопроникновение имело свою специфику. В силу устойчивости культурной традиции персов новые культурные образцы за редким исключением с трудом приживались в их среде. Это порождало чувство превосходства персов перед завоевателями, специфичность их сознания, которое и в наши дни отличает этот народ даже от своих ближайших соседей — тюркских народов, арабов Малой Азии. Данная традиция не была уничтожена даже в ходе продолжительных и часто повторяющихся опустошительных вторжений монгольских орд Чингисхана (XIII век) и войск Тимура (XIV век).
Особое место в истории Персии занимает период правления династии Сефевидов (1502–1736 годы). При этих правителях государственной религией становится шиизм. Начинает проявлять себя идея национального государства. Вместе с интеграцией родственных этносов фарсы (персы) проводят активную экспансионистскую политику в отношении соседей. В 1508 году Персией завоёвана Южная Месопотамия с Багдадом. Стремление установить политическое господство над северо-западными территориями и Закавказьем приводит к жёсткому противостоянию и периодическим войнам с Османской империей. Это соперничество за сферы влияния превратится в устойчивую политическую традицию, последствия которой сказываются и в наши дни. В XVI–XVII веках Персии удалось закрепиться в восточном Закавказье (территории современных Азербайджана, Армении и части Грузии), в то время как Османская империя доминировала в центральном и западном Закавказье. Завоевания в северном направлении привели Персию в конечном итоге в соприкосновение с растущей Российской империей.
Персия лежит на торговых путях между Европой и Индией, и поэтому многие государства стремились покорить её. В IV веке до нашей эры. Персию завоевал Александр Македонский. В VII веке нашей эры её подчинили себе арабы, превратив находящуюся рядом Месопотамию в центр Арабского халифата. В период его господства древнее верование персов — зороастризм — было сменено исламом.
Завоевание Персидского государства греками (точнее, выходцами с Балканского полуострова), а затем арабами оказало двоякое влияние на персов. Происходит обогащение их культуры, являющейся одной из самых древних в мире. Однако такое культурное взаимопроникновение имело свою специфику. В силу устойчивости культурной традиции персов новые культурные образцы за редким исключением с трудом приживались в их среде. Это порождало чувство превосходства персов перед завоевателями, специфичность их сознания, которое и в наши дни отличает этот народ даже от своих ближайших соседей — тюркских народов, арабов Малой Азии. Данная традиция не была уничтожена даже в ходе продолжительных и часто повторяющихся опустошительных вторжений монгольских орд Чингисхана (XIII век) и войск Тимура (XIV век).
Особое место в истории Персии занимает период правления династии Сефевидов (1502–1736 годы). При этих правителях государственной религией становится шиизм. Начинает проявлять себя идея национального государства. Вместе с интеграцией родственных этносов фарсы (персы) проводят активную экспансионистскую политику в отношении соседей. В 1508 году Персией завоёвана Южная Месопотамия с Багдадом. Стремление установить политическое господство над северо-западными территориями и Закавказьем приводит к жёсткому противостоянию и периодическим войнам с Османской империей. Это соперничество за сферы влияния превратится в устойчивую политическую традицию, последствия которой сказываются и в наши дни. В XVI–XVII веках Персии удалось закрепиться в восточном Закавказье (территории современных Азербайджана, Армении и части Грузии), в то время как Османская империя доминировала в центральном и западном Закавказье. Завоевания в северном направлении привели Персию в конечном итоге в соприкосновение с растущей Российской империей.