Термин «ветхий завет» является калькой c др.-греч. παλαιὰ διαθήκη на старославянский (ст.‑слав. ветъхъ — «старый», «древний» древнегреческое слово παλαιὰ означает буквально «прежний, тот что был раньше», а διαθήκη означает «завещание», «соглашение», «договор» или «завет»[11]. этим словом создатели септуагинты передавали[12] древнееврейское ברית (читается «брит» — «договор, соглашение»
в библейском мире «завет» (ивр. ברית[14]) был широко распространённым типом взаимоотношений, и выражался в торжественном соглашении сторон, сопровождаемом произнесением клятв. завет, заключённый между людьми, часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире. такой завет мог быть договором между частными лицами (быт. 31: 44, 1 цар. 18: 3), соглашением между царём и частным лицом (быт. 21: 27, 2 цар. 3: 12) или договором между царями или государствами (2 цар. 5: 1–3, 3 цар. 15: 19). другой тип завета означал торжественное обещание одностороннего характера, своего рода «присягу», при которой одна из сторон обязывалась выполнять определённые действия (4 цар. 23: 3). особым видом являлся завет, заключаемый между богом и человеком. такой завет имеет сходство с договором о предоставлении прав правителем своим подданным, широко распространённым на ближнем востоке (быт. 9: 1–17).
впервые термин «ветхий завет» (др.-греч. παλαιὰ διαθήκη) появляется в 2кор. 3: 14, где он связывается с моисеевым законом, записанным в пятикнижии, и возможно, автор традиционно понимает его как обязательства, наложенные богом на народ (ср. евр. 9: 1). в аллегории о сарре и агари (гал. 4: 25) апостол павел противопоставляет синайский завет — новому завету для израиля, который уже не является наложенным обязательством, но основан на живых взаимоотношениях между богом и человеком.
в библейском мире «завет» (ивр. ברית[14]) был широко распространённым типом взаимоотношений, и выражался в торжественном соглашении сторон, сопровождаемом произнесением клятв. завет, заключённый между людьми, часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире. такой завет мог быть договором между частными лицами (быт. 31: 44, 1 цар. 18: 3), соглашением между царём и частным лицом (быт. 21: 27, 2 цар. 3: 12) или договором между царями или государствами (2 цар. 5: 1–3, 3 цар. 15: 19). другой тип завета означал торжественное обещание одностороннего характера, своего рода «присягу», при которой одна из сторон обязывалась выполнять определённые действия (4 цар. 23: 3). особым видом являлся завет, заключаемый между богом и человеком. такой завет имеет сходство с договором о предоставлении прав правителем своим подданным, широко распространённым на ближнем востоке (быт. 9: 1–17).
впервые термин «ветхий завет» (др.-греч. παλαιὰ διαθήκη) появляется в 2кор. 3: 14, где он связывается с моисеевым законом, записанным в пятикнижии, и возможно, автор традиционно понимает его как обязательства, наложенные богом на народ (ср. евр. 9: 1). в аллегории о сарре и агари (гал. 4: 25) апостол павел противопоставляет синайский завет — новому завету для израиля, который уже не является наложенным обязательством, но основан на живых взаимоотношениях между богом и человеком.