Холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе) . Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)) ; вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники») , холопы-ремесленники. На протяжении 16 в. , в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 в. наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя . Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т. е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.) , слившись с массой крепостных крестьян.
До принятия христианства в Киевской Руси господствовала языческая вера. Древние славяне обожествляли естественные явления, небесные светила. Они создали целое объединение богов, перед которыми низко склоняли голову. были бог неба Сварог, солнца - Даждьбог, ветра - Стрибог, плодородия и скотоводства - Велес (Волос), бог грома и войны - Перун.
Дохристианских времен достигают также верования, связанные с «нечистой силой» и другими сверхъестественными явлениями, которые были своими действиями нанести вред (ведьмы, вурдалаки, упыри).
Значительное место в славянской, в частности украинской мифологии занимали лесные и водные существа в виде привлекательных женщин, а именно: русалки, мавки и др. По рассказам, они людям, предохраняли их, но нередко приносили и несчастье. Чтобы избавиться от них, крестьяне часто использовали разные магические оберегательные действия. Так, например, гуцулы поддерживали так называемую «живу достойную» - в течение жизнь носили с собой обереговый чеснок.
Продолжительное время сохранялось верование в связь земного и потустороннего; в волшебников - лиц, наделенных чрезвычайными качествами бороться с нечистой силой»
В христианскую веру перешло многое язычества, например, воображение, что души предков принимают участие в святой трапезе на Рождество. Широко бытуют элементы древнего культа и сегодня, в частности, желательно, чтобы на Новый год первым гостем был человек добрый и счастливый. Много древних обрядов дохристианского периода сохранились в семейных праздниках, особенно свадебных. Следует, правда, сказать, что они потеряли свое первичное значение и сохраняют лишь эстетичное значение, приобретают развлекательный характер.
Дохристианских времен достигают также верования, связанные с «нечистой силой» и другими сверхъестественными явлениями, которые были своими действиями нанести вред (ведьмы, вурдалаки, упыри).
Значительное место в славянской, в частности украинской мифологии занимали лесные и водные существа в виде привлекательных женщин, а именно: русалки, мавки и др. По рассказам, они людям, предохраняли их, но нередко приносили и несчастье. Чтобы избавиться от них, крестьяне часто использовали разные магические оберегательные действия. Так, например, гуцулы поддерживали так называемую «живу достойную» - в течение жизнь носили с собой обереговый чеснок.
Продолжительное время сохранялось верование в связь земного и потустороннего; в волшебников - лиц, наделенных чрезвычайными качествами бороться с нечистой силой»
В христианскую веру перешло многое язычества, например, воображение, что души предков принимают участие в святой трапезе на Рождество. Широко бытуют элементы древнего культа и сегодня, в частности, желательно, чтобы на Новый год первым гостем был человек добрый и счастливый. Много древних обрядов дохристианского периода сохранились в семейных праздниках, особенно свадебных. Следует, правда, сказать, что они потеряли свое первичное значение и сохраняют лишь эстетичное значение, приобретают развлекательный характер.