Последствия Рижского мира до сих пор актуальны для БеларусиПоследствия Рижского мира 1921 года до сих пор актуальны для Беларуси, заявил 19 марта в Минске на заседании общественного круглого стола председатель оргкомитета по созданию движения солидарности "Разам" Вячеслав Сивчик.По его мнению, для белорусского народа значение Рижского мира во многом совпадает с ролью советско-германского пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 года, поскольку в обоих случаях "без Беларуси решали судьбу белорусского народа и делили землю страны". Единственное различие в том, что Рижский мир был примером открытой дипломатии, а советско-германское соглашение - фактом тайной внешней политики, сказал Сивчик.
В любом случае, по его словам, Рижский мир "учит нас бдительности, потому что до сих пор сохраняется опасность решения судьбы белорусов за их спиной". Политик полагает, что белорусы, как любая нация в мире, имеют право самостоятельно определять свою судьбу.
Как отметил Сивчик, проблематика Рижского мира, подписанного 18 марта 1921 года между Советской Россией, Польшей и УССР по итогам советско-польской войны, не должна разделять белорусские власти и оппозицию, поскольку представители БССР не были допущены Москвой к участию в переговорах и подписании мирного договора, согласно которому Беларусь была рассечена пополам. Сивчик выразил надежду, что со временем в районе бывшей польско-советской границы, с 1921 по 1939 годы разделявшей Западную и Восточную Беларусь, будет проведена мемориализация. Политик полагает, что в музеях Беларуси появятся экспозиции, отражающие трагедию раскола страны и борьбу народа за воссоединение в едином государстве.
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович считает, что для обсуждения проблематики последствий Рижского мира необходимо провести международную научно-практическую конференцию с участием белорусских и зарубежных историков, политиков и общественных деятелей.
Причины феодальной раздробленности Формирование феодального землевладения: старая родоплеменная знать, оттесненная некогда в тень столичной военно-служилой знатью, превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями феодалов корпорацию земельных собственников (сложилось боярское землевладение) . Постепенно столы превращаются в наследственные в княжеских родах (княжеское землевладение) . "Оседание" на земле, возможность обойтись без Киева приводили к стремлению "обустройства" на местах.
Развитие сельского хозяйства: 40 видов сельского земледельческого и промыслового инвентаря. Паровая (двух- и трехпольная) система севооборота. Практика удобрения земли навозом. Крестьянское население часто перемещается на "вольные" (свободные земли) . Основная масса крестьян лично свободные, ведут хозяйство на землях князей. Решающую роль в закабалении крестьян играло прямое насилие феодалов. Наряду с этим - использовалось и экономическое закабаление: в основном - продуктовая рента, в меньшей степени - отработки.
Развитие ремесла и городов. В середине XIII века по летописям в Киевской Руси насчитывалось свыше 300 городов, в которых имелось почти 60 ремесленных специальностей. Особенно высока была степень специализации в области технологии обработки металлов. В киевской Руси происходит формирование внутреннего рынка, но приоритет все-таки остается за внешним рынком. "Детинцы" - торгово-ремесленные посады из беглых холопов. Основная масса городского населения - меньшие люди, кабальные "наймиты" и деклассированные "убогие люди", челядь, жившая на дворах феодалов. В городах проживает также городская феодальная знать и формируется торгово-ремесленная верхушка. XII - XIII вв. на Руси - это эпоха расцвета вечевых собраний.
В любом случае, по его словам, Рижский мир "учит нас бдительности, потому что до сих пор сохраняется опасность решения судьбы белорусов за их спиной". Политик полагает, что белорусы, как любая нация в мире, имеют право самостоятельно определять свою судьбу.
Как отметил Сивчик, проблематика Рижского мира, подписанного 18 марта 1921 года между Советской Россией, Польшей и УССР по итогам советско-польской войны, не должна разделять белорусские власти и оппозицию, поскольку представители БССР не были допущены Москвой к участию в переговорах и подписании мирного договора, согласно которому Беларусь была рассечена пополам. Сивчик выразил надежду, что со временем в районе бывшей польско-советской границы, с 1921 по 1939 годы разделявшей Западную и Восточную Беларусь, будет проведена мемориализация. Политик полагает, что в музеях Беларуси появятся экспозиции, отражающие трагедию раскола страны и борьбу народа за воссоединение в едином государстве.
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович считает, что для обсуждения проблематики последствий Рижского мира необходимо провести международную научно-практическую конференцию с участием белорусских и зарубежных историков, политиков и общественных деятелей.
Формирование феодального землевладения: старая родоплеменная знать, оттесненная некогда в тень столичной военно-служилой знатью, превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями феодалов корпорацию земельных собственников (сложилось боярское землевладение) . Постепенно столы превращаются в наследственные в княжеских родах (княжеское землевладение) . "Оседание" на земле, возможность обойтись без Киева приводили к стремлению "обустройства" на местах.
Развитие сельского хозяйства: 40 видов сельского земледельческого и промыслового инвентаря. Паровая (двух- и трехпольная) система севооборота. Практика удобрения земли навозом. Крестьянское население часто перемещается на "вольные" (свободные земли) . Основная масса крестьян лично свободные, ведут хозяйство на землях князей. Решающую роль в закабалении крестьян играло прямое насилие феодалов. Наряду с этим - использовалось и экономическое закабаление: в основном - продуктовая рента, в меньшей степени - отработки.
Развитие ремесла и городов. В середине XIII века по летописям в Киевской Руси насчитывалось свыше 300 городов, в которых имелось почти 60 ремесленных специальностей. Особенно высока была степень специализации в области технологии обработки металлов. В киевской Руси происходит формирование внутреннего рынка, но приоритет все-таки остается за внешним рынком. "Детинцы" - торгово-ремесленные посады из беглых холопов. Основная масса городского населения - меньшие люди, кабальные "наймиты" и деклассированные "убогие люди", челядь, жившая на дворах феодалов. В городах проживает также городская феодальная знать и формируется торгово-ремесленная верхушка. XII - XIII вв. на Руси - это эпоха расцвета вечевых собраний.