Геракл - один из самых известных греко-римских легендарных героев. Традиционно Геракл был сыном Зевса и Алкменой, внучкой Персея. Зевс поклялся, что следующий сын, рожденный из дома Персеид, станет правителем Греции, но - по уловке ревнивой жены Зевса, Геры - еще один ребенок, болезненный Эврисфей родился первым и стал царем. Когда Геракл вырос, ему пришлось служить Эврисфею, а также терпеть мстительные преследования Геры; его первым подвигом было задушение двух змей, которых она послала убить его в колыбели.
Геракл вёл победоносную войну против королевства Орхомен в Беотии и женился Мегара, дочь Креонта, царя Фив, но он убил ее и их детей в припадке безумия, посланного Герой, и, следовательно, был вынужден стать слугой Эврисфея. Именно Эврисфей навязал Гераклу знаменитый Роды, позже организованные в цикл из 12 человек, обычно следующие:
(1) убийство Немейский лев, которого он с тех пор носил в шкуре;
(2) убийство девятиглавого Гидры Лерны;
(3) поимка неуловимой лани (или оленя) Аркадии;
(4) поимка кабана с горы Эримантус;
(5) очищение за один день конюшен Кинга Авгий из Элиды;
(10) захват скота трехтелого великана Герион, правивший островом Эритейя (что означает красный) на крайнем западе;
(11) возвращение золотых яблок, хранившихся на краю света Геспериды ; и
(12) вытаскивание из преисподней трехголовой собаки Цербера, стража его ворот.
Завершив подвиги, Геракл предпринял дальнейшие предприятия, в том числе военные кампании. Он также успешно сражался с речным богом Ахелом за руку Деяниры.
Для первых Романовых, вступивших на престол в результате прекращения ранее царствующей династии и Смуты, самодержавность правления была целью, которую необходимо достичь. Михаил Федорович – родоначальник новой династии титуловался самодержцем от случая к случаю, но так и не смог закрепить этой характеристики в своем титуле. Его претензии на статус самодержца мало чем превосходили аналогичные претензии государей периода Смуты. Концепция самодержавной власти XVII в. имела ряд отличий по сравнению с представлениями о самодержавии периода Ивана Грозного. Важнейшее из них заключалось в том, что самодержавным монархом при первых Романовых мог считаться только государь, не дававший на себя ограничительной записи. После того, как Романовы утвердились на Российском престоле в качестве общепризнанной в России и мире правящей династии, в царствование Алексея Михайловича фактически произошла реставрация российской самодержавной монархии. Алексей Михайлович своим указом 1654 г. окончательно закрепил в государевом титуле столь вожделенную формулу – самодержец. Самодержавность правления самого Алексея сомнению уже не подлежала. Особенность трактовки самодержавной власти в третьей четверти XVII в. во многом заключалась в том, что это понятие вбирало в себя все существенные черты и характеристики, которыми на протяжении долгих лет наделяли царскую власть. Идея самодержавности фактически стала венцом представлений об идеальном государе допетровской Руси. Самодержавная царская власть трактовалась как совокупность следующих идей-постулатов: идея о самодержавно-монархическом правления как лучшей форме правления; идея о божественном происхождении монаршей власти ; об идеальном православном монархе; о преемственности власти русских царей от византийских императоров и римских цезарей; о наследственной передачи власти в роде российских скипетродержавцев и др. К концу правления Алексея Михайловича каждая из перечисленных идей наполнилась новыми содержательными чертами и тем самым трансформировала монархическую концепцию, сложившуюся ранее. Идея божественного происхождения царской власти до XVII столетия была тесно связана с мыслью о том, что государь – носитель воли и власти Божьей. При этом жизнь и деятельность самого монарха трактовались как отречение от своей личной воли и осуществление служения Богу как послушания. Служба государю рассматривалась как служения Богу. После Смуты на протяжении XVII столетия идея служения Богу через службу государю постепенно трансформировалось в идею службы Богу и царю. Благодаря Смуте русский царь обрел некие личностные черты, не перестав быть при этом носителем воли и власти Божьей. Но теперь царская власть рассматривалась не столько как орудие воли Бога, но сам Бог – как источник силы царской власти. Эти изменения были тесно связаны с закреплением самодержавного характера русской монархии. Новая трактовка концепции богоданности царской власти становлению идеологии абсолютизма. При усилении самодержавия при царе Алексее Михайловиче возникла угроза уподобления власти царя власти Божьей. В середине 1660-х годов патриарх Никон обвинял государя в том, что тот «Божие имя и славу прекладывает на свою честь и славу и тем хулит имя Господне и славу Его» . Российский самодержец третьей четверти XVII столетия в представлениях современников и трактовке официальной идеологии представал как государь православный. В это время окончательно оформилась идея об идеальном православном монархе. Его непременными чертами были чинность, кротость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотилась в характеристике первых царей из династии Романовых, но исторически закрепилась за царем Алексеем – тишайший.
Геракл - один из самых известных греко-римских легендарных героев. Традиционно Геракл был сыном Зевса и Алкменой, внучкой Персея. Зевс поклялся, что следующий сын, рожденный из дома Персеид, станет правителем Греции, но - по уловке ревнивой жены Зевса, Геры - еще один ребенок, болезненный Эврисфей родился первым и стал царем. Когда Геракл вырос, ему пришлось служить Эврисфею, а также терпеть мстительные преследования Геры; его первым подвигом было задушение двух змей, которых она послала убить его в колыбели.
Геракл вёл победоносную войну против королевства Орхомен в Беотии и женился Мегара, дочь Креонта, царя Фив, но он убил ее и их детей в припадке безумия, посланного Герой, и, следовательно, был вынужден стать слугой Эврисфея. Именно Эврисфей навязал Гераклу знаменитый Роды, позже организованные в цикл из 12 человек, обычно следующие:
(1) убийство Немейский лев, которого он с тех пор носил в шкуре;
(2) убийство девятиглавого Гидры Лерны;
(3) поимка неуловимой лани (или оленя) Аркадии;
(4) поимка кабана с горы Эримантус;
(5) очищение за один день конюшен Кинга Авгий из Элиды;
(6) отстрел чудовищных птиц-людоедов Стимфалийского болота;
(7) поимка бешеного быка, терроризировавшего остров Крит;
(8) захват кобыл-людоедов царем Диомедом Бистонским;
(9) взятие пояса Ипполита, королева амазонок;
(10) захват скота трехтелого великана Герион, правивший островом Эритейя (что означает красный) на крайнем западе;
(11) возвращение золотых яблок, хранившихся на краю света Геспериды ; и
(12) вытаскивание из преисподней трехголовой собаки Цербера, стража его ворот.
Завершив подвиги, Геракл предпринял дальнейшие предприятия, в том числе военные кампании. Он также успешно сражался с речным богом Ахелом за руку Деяниры.
После того, как Романовы утвердились на Российском престоле в качестве общепризнанной в России и мире правящей династии, в царствование Алексея Михайловича фактически произошла реставрация российской самодержавной монархии. Алексей Михайлович своим указом 1654 г. окончательно закрепил в государевом титуле столь вожделенную формулу – самодержец. Самодержавность правления самого Алексея сомнению уже не подлежала.
Особенность трактовки самодержавной власти в третьей четверти XVII в. во многом заключалась в том, что это понятие вбирало в себя все существенные черты и характеристики, которыми на протяжении долгих лет наделяли царскую власть. Идея самодержавности фактически стала венцом представлений об идеальном государе допетровской Руси. Самодержавная царская власть трактовалась как совокупность следующих идей-постулатов: идея о самодержавно-монархическом правления как лучшей форме правления; идея о божественном происхождении монаршей власти ; об идеальном православном монархе; о преемственности власти русских царей от византийских императоров и римских цезарей; о наследственной передачи власти в роде российских скипетродержавцев и др. К концу правления Алексея Михайловича каждая из перечисленных идей наполнилась новыми содержательными чертами и тем самым трансформировала монархическую концепцию, сложившуюся ранее. Идея божественного происхождения царской власти до XVII столетия была тесно связана с мыслью о том, что государь – носитель воли и власти Божьей. При этом жизнь и деятельность самого монарха трактовались как отречение от своей личной воли и осуществление служения Богу как послушания. Служба государю рассматривалась как служения Богу. После Смуты на протяжении XVII столетия идея служения Богу через службу государю постепенно трансформировалось в идею службы Богу и царю. Благодаря Смуте русский царь обрел некие личностные черты, не перестав быть при этом носителем воли и власти Божьей. Но теперь царская власть рассматривалась не столько как орудие воли Бога, но сам Бог – как источник силы царской власти. Эти изменения были тесно связаны с закреплением самодержавного характера русской монархии. Новая трактовка концепции богоданности царской власти становлению идеологии абсолютизма.
При усилении самодержавия при царе Алексее Михайловиче возникла угроза уподобления власти царя власти Божьей. В середине 1660-х годов патриарх Никон обвинял государя в том, что тот «Божие имя и славу прекладывает на свою честь и славу и тем хулит имя Господне и славу Его» .
Российский самодержец третьей четверти XVII столетия в представлениях современников и трактовке официальной идеологии представал как государь православный. В это время окончательно оформилась идея об идеальном православном монархе. Его непременными чертами были чинность, кротость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотилась в характеристике первых царей из династии Романовых, но исторически закрепилась за царем Алексеем – тишайший.