Реформы избранной рады: 1. 1549 г. первый земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь ивана iv с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ. 2. судебник 1550 г. — развитие положений судебника ивана iii, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в юрьев день. 3. стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых , установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников. 4. военная реформа 1556 г. — принято уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы. 5. формирование приказной системы: судебник 1550 г. устанавливает систему приказного , основной каркас которой сохраняется до конца xvii в. приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: челобитный, посольский, поместный, стрелецкий, пушкарский, бронный, разбойный, печатный, сокольничий, земские приказы, а также четверти: галицкая, устюжская, новая, казанский приказ. 6. в 1556 году была проведена реформа местного . -- посольский оловам. реформы избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали формированию сословно-представительного государства.
Персия, бактрия, мидия, македония, пергама, аравия, египет, александрия египет отошёл к династии птолемеев. в вавилонии и сирии воцарилась династия селевкидов. в пергаме бразды правления взяла в свои руки династия атталидов. появились свои цари в македонии и малой азии. каждый владыка чеканил собственные монеты. нередко между царствами случались войны. наиболее напряжённая политическая ситуация наблюдалась между птолемеями и . они оспаривали друг у друга земли палестины и остров кипр. эти два царства считались самыми сильными, по-сравнению с другими государствами. у селевкидов столица находилась в городе антиохия (сирия) на реке оронт. цари державы опирались на новую аристократию, образовавшуюся из македонских воинов и богатых переселенцев из греции. а азиатское население платило дань в царскую казну и обладало минимальными правами. самым жестоким из селевкидских царей считается антиох iv, правивший в 175-164 гг. до н. э. он задумал установить на подвластных ему землях культ греческого бога зевса, а местные культы запретить. такая инициатива вызвала восстания в разных концах державы. особенно яростно сопротивлялись жители иудеи. против царствующей династии выступил весь народ. на волне возмущения иудея отделилась от царства селевкидов и стала независимым государственным образованием. среди всех эллинистических государств самыми разумными и осторожными были птолемеи, правившие в египте. эти цари объявили себя наследниками египетских фараонов. они всячески поддерживали местных жрецов и не жалели средств для местных храмов. в результате этого они заручились поддержкой египетской знати. столицей птолемеев стал город александрия, а правильнее александрия египетская, так как городов, названных в честь александра македонского, было построено чрезвычайно много.