На протяжении xvi - первой половины xvii в. численность населения европы постоянно росла. прежде всего это касается xvi века, в течение которого население европейских стран увеличилось с 69 млн до 95-100 млн человек. средняя плотность населения в европе увеличилась до 30-35 человек на 1 кв. км, что составляло примерно треть от современного уровня. рост численности населения было особенно заметным после ужасных времен эпидемии чумы ("черной смерти"), которая опустошила европу в xiv в. в первой половине xvii в. темпы роста уменьшились, и в середине века населения европейских стран составляло 110-115 млн человек. причины увеличения численности населения состояли в росте рождаемости, улучшении условий жизни, изменениях в рационе питания европейцев. средняя продолжительность жизни человека составляла 30-35 лет, что не исключало наличия людей, достигали преклонного возраста. большинство мужчин умирала в возрасте 40-60, женщин - 20-40 лет. прежнему большой оставалась смертность новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. связано это было с отсутствием медицинской во время родов, пренебрежением элементарных правил гигиены. больниц в современном понимании просто не существовало, были лишь приюты для неизлечимо больных, калек и престарелых. ужасные санитарные условия, особенно в городах, способствовали распространению болезней и эпидемий. в xvi - первой половине xvii в. отдельные районы европы неоднократно поражала эпидемия чумы. под время вспышки чумы в 1629-1631 гг, охватившего почти все средиземноморье, умерло более половины городского населения. земли чума опустошала в 1624-1630, 1634-1639 гг и в конце тридцатилетней войны. потери населения в этих странах составляли 60-75%. значительными были людские потери также от эпидемий оспы, холеры, тифа. население европы не только от эпидемий, но и от голода в неурожайные годы, , военных опустошения. особенно ощутимыми были потери от войн, связанные с началом использования огнестрельного оружия и массовым убийством мирного населения, стало обычной практикой ведения военных действий. во время восстания в нидерландах против испанского господства герцог альба, возглавлявший карательную экспедицию, извещал короля филиппа vi: "если я захвачу алькмаар, то ни существо не останется живой. каждую горло будет перерезано ножом ". огромными были потери во время гражданских войн во франции и первой общеевропейской тридцатилетней войны. по приблизительным подсчетам, только в xvii в. европа потеряла в войнах 3 млн человек. эпидемии, голод и войны были главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и повседневная жизнь человека в xvi - первой половине xvii в.
Для Европы во все времена было характерно значительно меньшее влияние государственной власти, чем в государствах других цивилизаций. Этому первоначально сильная расчлененность рельефа Европейского континента обширными лесными массивами, крутыми горами, полноводными реками, затруднявшая контроль верховной власти европейских стран над их провинциями. Для европейского Средневековья характерна особенно резко выраженная феодальная раздробленность: владетели территориальных уделов распоряжались в них с высокой долей самостоятельности, были в них более влиятельными, чем верховныйчто характерно для европейской цивилизации средневековья правитель (король, князь, герцог), часто выходили из повиновения тому, вели междоусобные войны.
Мощный приток из колоний в европейские государства ценных товаров и промышленного сырья сделал европейскую экономику самой активной в мире;
Для средневекового европейского общества характерен резко выраженный сословный строй: каждая социальная прослойка вела свой особенный уклад жизни, передаваемый из поколения в поколение, сильно отличный от жизни других социальных прослоек. Взаимовыгодная деятельность разных сословий и лежала в основе функционирования средневековых европейских государств. Хотя люди из разных сословий тесно контактировали друг с другом (например, крестьяне покупали у бюргеров их изделия и платили подати дворянам-феодалам), переход человека из одной сословной среды в другую был достаточно редким явлением. Ведь для этого надо было в корне перестраивать свой менталитет, у кого-то учиться новому, совершенно непривычному делу. В Европе Средневековья, часто терзаемой неурожаями, эпидемиями, феодальными войнами, ценились умение человека довольствоваться своей судьбой, аскетизм. Не случайно монашество было привилегированным сословием; на монахов редко отваживались поднимать оружие даже очень жестокие европейские полководцы. Европейцы средних веков находились под сильным влиянием христианской религии и церкви, очень старательно соблюдали религиозные обряды, считая усердное богослужение залогом своего благополучия
Влияние религии и церкви отошло на второй план; религиозные обряды приблизились по значимости просто к священнойпочему европейская культура теперь везде традиции, вроде того как сегодня у нас возлагают цветы к памятникам Великой Отечественной войны, хотя это не делается с целью получения каких-то реальных благ. Стала преобладать точка зрения, что человек – сам хозяин своей судьбы. Начали цениться такие качества как предприимчивость, находчивость, рациональность. В культуре европейских стран развивался интерес к человеческой личности, психологии. В странах развившегося капитализма бóльших благ достигал не самый благородный по происхождению, а самый удачливый. Многие вчерашние крестьяне, сумев на торговых операциях нажить капитал, превращались в уважаемых промышленников, а привыкшие к существованию за счет труда зависимых земледельцев дворяне, наоборот, бывало, впадали в бедность, не сумев выдержать конкуренции с мощными фермерскими хозяйствами. В Европе Нового Времени человек оценивался уже не по происхождению или набожности, а по умению материально обеспечить себя, добиться стабильного положения в обществе. Здоровые взрослые люди, просящие подаяния, вызывали у обывателей, а тем более, у капиталистов, раздражение: считалось, что человеку для того и даны руки, ноги и голова, чтобы самостоятельно зарабатывать на хлеб строить свою жизнь. Деньги не стали мерилом ценностей в полном смысле этого слова, как это часто представляется в публицистике марксистских стран, но все же в конечном итоге именно они определяли положение дел в государстве, обществе, в жизни каждого отдельного человека. Индивидуализм каждой личности стал характерной чертой европейского менталитета Нового Времени. Стремясь устранить все, что мешало предпринимательской инициативе и свободной конкуренции: общинность с ее необходимостью следовать коллективным интересам и отдавать часть средств на общие нужды, государственный деспотизм с его установлением торгово-промышленных монополий и ведением невыгодной буржуа политики, капиталисты упорно продвигали новые и новые раскрепощающие население законы. Человек стал восприниматься как хозяин своей жизни и своей собственности, благодетелью считалось, прежде всего, непричинение зла другим людям, а потом уже готовность бескорыстно совершить что-нибудь на общественное благо. Плохим тоном становилось не заплатить за оказанную услугу: это не только считалось проявлением неуважения, но и уподобляло того, кто этой услугой воспользовался, нищему, не обеспечить самого себя. В значительной степени государство, гражданское общество представлялись не как община, отношения в которой построены на правах и обязанностях, а как взаимовыгодный союз граждан.
численность населения европы постоянно росла. прежде всего это касается
xvi века, в течение которого население европейских стран увеличилось с
69 млн до 95-100 млн человек. средняя плотность населения в европе
увеличилась до 30-35 человек на 1 кв. км, что составляло примерно треть
от современного уровня. рост численности населения было особенно
заметным после ужасных времен эпидемии чумы ("черной смерти"), которая
опустошила европу в xiv в. в первой половине xvii в. темпы роста
уменьшились, и в середине века населения европейских стран составляло
110-115 млн человек. причины увеличения численности населения состояли в
росте рождаемости, улучшении условий жизни, изменениях в рационе
питания европейцев.
средняя продолжительность жизни
человека составляла 30-35 лет, что не исключало наличия людей, достигали
преклонного возраста. большинство мужчин умирала в возрасте 40-60,
женщин - 20-40 лет. прежнему большой оставалась смертность
новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста.
связано это было с отсутствием медицинской во время родов,
пренебрежением элементарных правил гигиены. больниц в современном
понимании просто не существовало, были лишь приюты для неизлечимо
больных, калек и престарелых.
ужасные санитарные
условия, особенно в городах, способствовали распространению болезней и
эпидемий. в xvi - первой половине xvii в. отдельные районы европы
неоднократно поражала эпидемия чумы. под время вспышки чумы в 1629-1631
гг, охватившего почти все средиземноморье, умерло более половины
городского населения. земли чума опустошала в 1624-1630,
1634-1639 гг и в конце тридцатилетней войны. потери населения в этих
странах составляли 60-75%. значительными были людские потери также от
эпидемий оспы, холеры, тифа.
население европы
не только от эпидемий, но и от голода в неурожайные годы,
, военных опустошения. особенно ощутимыми были потери от войн,
связанные с началом использования огнестрельного оружия и массовым
убийством мирного населения, стало обычной практикой ведения военных
действий. во время восстания в нидерландах против испанского господства
герцог альба, возглавлявший карательную экспедицию, извещал короля
филиппа vi: "если я захвачу алькмаар, то ни существо не останется живой.
каждую горло будет перерезано ножом ". огромными были потери во время
гражданских войн во франции и первой общеевропейской тридцатилетней
войны. по приблизительным подсчетам, только в xvii в. европа потеряла в
войнах 3 млн человек.
эпидемии, голод и войны были
главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на
движение народонаселения и повседневная жизнь человека в xvi - первой
половине xvii в.
европейская цивилизация
Для Европы во все времена было характерно значительно меньшее влияние государственной власти, чем в государствах других цивилизаций. Этому первоначально сильная расчлененность рельефа Европейского континента обширными лесными массивами, крутыми горами, полноводными реками, затруднявшая контроль верховной власти европейских стран над их провинциями. Для европейского Средневековья характерна особенно резко выраженная феодальная раздробленность: владетели территориальных уделов распоряжались в них с высокой долей самостоятельности, были в них более влиятельными, чем верховныйчто характерно для европейской цивилизации средневековья правитель (король, князь, герцог), часто выходили из повиновения тому, вели междоусобные войны.
Мощный приток из колоний в европейские государства ценных товаров и промышленного сырья сделал европейскую экономику самой активной в мире;
Для средневекового европейского общества характерен резко выраженный сословный строй: каждая социальная прослойка вела свой особенный уклад жизни, передаваемый из поколения в поколение, сильно отличный от жизни других социальных прослоек. Взаимовыгодная деятельность разных сословий и лежала в основе функционирования средневековых европейских государств. Хотя люди из разных сословий тесно контактировали друг с другом (например, крестьяне покупали у бюргеров их изделия и платили подати дворянам-феодалам), переход человека из одной сословной среды в другую был достаточно редким явлением. Ведь для этого надо было в корне перестраивать свой менталитет, у кого-то учиться новому, совершенно непривычному делу. В Европе Средневековья, часто терзаемой неурожаями, эпидемиями, феодальными войнами, ценились умение человека довольствоваться своей судьбой, аскетизм. Не случайно монашество было привилегированным сословием; на монахов редко отваживались поднимать оружие даже очень жестокие европейские полководцы. Европейцы средних веков находились под сильным влиянием христианской религии и церкви, очень старательно соблюдали религиозные обряды, считая усердное богослужение залогом своего благополучия
Влияние религии и церкви отошло на второй план; религиозные обряды приблизились по значимости просто к священнойпочему европейская культура теперь везде традиции, вроде того как сегодня у нас возлагают цветы к памятникам Великой Отечественной войны, хотя это не делается с целью получения каких-то реальных благ. Стала преобладать точка зрения, что человек – сам хозяин своей судьбы. Начали цениться такие качества как предприимчивость, находчивость, рациональность. В культуре европейских стран развивался интерес к человеческой личности, психологии. В странах развившегося капитализма бóльших благ достигал не самый благородный по происхождению, а самый удачливый. Многие вчерашние крестьяне, сумев на торговых операциях нажить капитал, превращались в уважаемых промышленников, а привыкшие к существованию за счет труда зависимых земледельцев дворяне, наоборот, бывало, впадали в бедность, не сумев выдержать конкуренции с мощными фермерскими хозяйствами. В Европе Нового Времени человек оценивался уже не по происхождению или набожности, а по умению материально обеспечить себя, добиться стабильного положения в обществе. Здоровые взрослые люди, просящие подаяния, вызывали у обывателей, а тем более, у капиталистов, раздражение: считалось, что человеку для того и даны руки, ноги и голова, чтобы самостоятельно зарабатывать на хлеб строить свою жизнь. Деньги не стали мерилом ценностей в полном смысле этого слова, как это часто представляется в публицистике марксистских стран, но все же в конечном итоге именно они определяли положение дел в государстве, обществе, в жизни каждого отдельного человека. Индивидуализм каждой личности стал характерной чертой европейского менталитета Нового Времени. Стремясь устранить все, что мешало предпринимательской инициативе и свободной конкуренции: общинность с ее необходимостью следовать коллективным интересам и отдавать часть средств на общие нужды, государственный деспотизм с его установлением торгово-промышленных монополий и ведением невыгодной буржуа политики, капиталисты упорно продвигали новые и новые раскрепощающие население законы. Человек стал восприниматься как хозяин своей жизни и своей собственности, благодетелью считалось, прежде всего, непричинение зла другим людям, а потом уже готовность бескорыстно совершить что-нибудь на общественное благо. Плохим тоном становилось не заплатить за оказанную услугу: это не только считалось проявлением неуважения, но и уподобляло того, кто этой услугой воспользовался, нищему, не обеспечить самого себя. В значительной степени государство, гражданское общество представлялись не как община, отношения в которой построены на правах и обязанностях, а как взаимовыгодный союз граждан.