В IV в. до н. э. новая грозная сила обрушилась на землю саков, Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии.
В 330-327 гг. до н. э. Александр Македонский захватил стоянку Согда Меракаиду и направился к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками. Александр захватил города на левобережье Сырдарьи и поставил в них свои тарнизоны. Греко-македонское войско жестоко обошлось с жителями сырдарьинских городов, всех мужчин истребили, женщин, детей и добычу забрали. Это вызвало всенародное восстание в Средней Азии, которое было подавлено самым жестоким образом.
По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный, пункт на северо-восточной границе нового государства.
Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Александр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из катапульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). Продвижение великого завоевателя на Восток было остановлено.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. держава его распалась на ряд самостоятельных государств. Вначале Средняя Азия вошла в государства Селевкидов, а затем в состав Парфии и Греко-Бактрии. В начале III в. до н. э. произошло восстание против селевкидского господства, во время которого были разрушены города, основанные Александром Македонским и среди них Александрия Эсхата.
И в дальнейшем сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности, они принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Вактрийского царства и формировании Кушанской империи, игравших важную роль в истории III в. до н. э. - III в. н. э.
Основные мотивы школы Зар-Заман – пессимизм, относительно настоящего и будущего казахов, ностальгия по ушедшому в «золотому веку», могуществу и независимости казахского ханства. Творчество Шортанбая (1818-1881) родился в районе гор Каратау ЮКаз, умер в Карагандинской области. Он осуждал колониальные порядки русских, призывал должностных лиц быть справедливыми и предерживаться нравственных установок религии. В 1888 г. был опубликован егосборник стихов «Предок наш – пророк Адам». Дулат Бабатайулы (1802-1871) родился на территории нынешнего Аягузского района ВКО. Он был одним из самых образованных людей своего времени. В своих произведениях-толгау-раздумиях «Ак Жайлау и Сандыктас», «Сулеймен», «О, Барак, молодой» подвергает суровой критике существующие порядки, говорит о бесправии народа, ухудщении нравов общества. Его заслуга совершенствование поэтической фрмы стиха, был выдающимся мастером худ. слова. Он был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. В 1880г в Казани был опубликован его стихотворный сборник «Осиет-нама». Мурат Монкеулы (1843-1906) его творчество тесно связано с событиями происходящими в западном Казахстане. Переход земли в собственность РосГос по «временному положению об управлении в степных областях Оренбургского и Зап-Сиб ген-губ.» утвержденным 21 октября 1868 г, увеличение податей и налогов вынудили казахов ЗКаз на поднятие восстания. Распространилаь идея перекочевать в обетованный край «Жидели Байсын», «Тескен Тау». Царская власть выслав войска,преградила путь восставшим. Поэтическая сила Мурата особо проявилась именно в этот период. Он становится мощным глашатаем и рупором борьбы народа за свою независимость, за перекочевку в благодатный край. В стихотворении «Три эпохи» Мурат обрисовал картину горькой жизни казахов в условиях завоевания и колонизации. В этом стихотворении перечислил героев, таких как Асан Кайгы, Казтуган, Орак, Мамай, Тора и наконец Исатай, которые не смогли прожить счастливую жизнь и покинули этот мир не испытав счастья. Акын Мурат не скрывает своего беспокойства и страха из-за того,что колонизационная политика ведет не только к захвату исконных земель, но и оказывает пагубное влияние на воспитание подрастающего поколения. Стихотворение «Казтуган», «Шалкиз» представляют собой эпические образцы, которые дали возможность дальше развить традиции певцов и сказителей .
В IV в. до н. э. новая грозная сила обрушилась на землю саков, Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии.
В 330-327 гг. до н. э. Александр Македонский захватил стоянку Согда Меракаиду и направился к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками. Александр захватил города на левобережье Сырдарьи и поставил в них свои тарнизоны. Греко-македонское войско жестоко обошлось с жителями сырдарьинских городов, всех мужчин истребили, женщин, детей и добычу забрали. Это вызвало всенародное восстание в Средней Азии, которое было подавлено самым жестоким образом.
По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный, пункт на северо-восточной границе нового государства.
Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Александр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из катапульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). Продвижение великого завоевателя на Восток было остановлено.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. держава его распалась на ряд самостоятельных государств. Вначале Средняя Азия вошла в государства Селевкидов, а затем в состав Парфии и Греко-Бактрии. В начале III в. до н. э. произошло восстание против селевкидского господства, во время которого были разрушены города, основанные Александром Македонским и среди них Александрия Эсхата.
И в дальнейшем сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности, они принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Вактрийского царства и формировании Кушанской империи, игравших важную роль в истории III в. до н. э. - III в. н. э.
Основные мотивы школы Зар-Заман – пессимизм, относительно настоящего и будущего казахов, ностальгия по ушедшому в «золотому веку», могуществу и независимости казахского ханства. Творчество Шортанбая (1818-1881) родился в районе гор Каратау ЮКаз, умер в Карагандинской области. Он осуждал колониальные порядки русских, призывал должностных лиц быть справедливыми и предерживаться нравственных установок религии. В 1888 г. был опубликован егосборник стихов «Предок наш – пророк Адам». Дулат Бабатайулы (1802-1871) родился на территории нынешнего Аягузского района ВКО. Он был одним из самых образованных людей своего времени. В своих произведениях-толгау-раздумиях «Ак Жайлау и Сандыктас», «Сулеймен», «О, Барак, молодой» подвергает суровой критике существующие порядки, говорит о бесправии народа, ухудщении нравов общества. Его заслуга совершенствование поэтической фрмы стиха, был выдающимся мастером худ. слова. Он был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. В 1880г в Казани был опубликован его стихотворный сборник «Осиет-нама». Мурат Монкеулы (1843-1906) его творчество тесно связано с событиями происходящими в западном Казахстане. Переход земли в собственность РосГос по «временному положению об управлении в степных областях Оренбургского и Зап-Сиб ген-губ.» утвержденным 21 октября 1868 г, увеличение податей и налогов вынудили казахов ЗКаз на поднятие восстания. Распространилаь идея перекочевать в обетованный край «Жидели Байсын», «Тескен Тау». Царская власть выслав войска,преградила путь восставшим. Поэтическая сила Мурата особо проявилась именно в этот период. Он становится мощным глашатаем и рупором борьбы народа за свою независимость, за перекочевку в благодатный край. В стихотворении «Три эпохи» Мурат обрисовал картину горькой жизни казахов в условиях завоевания и колонизации. В этом стихотворении перечислил героев, таких как Асан Кайгы, Казтуган, Орак, Мамай, Тора и наконец Исатай, которые не смогли прожить счастливую жизнь и покинули этот мир не испытав счастья. Акын Мурат не скрывает своего беспокойства и страха из-за того,что колонизационная политика ведет не только к захвату исконных земель, но и оказывает пагубное влияние на воспитание подрастающего поколения. Стихотворение «Казтуган», «Шалкиз» представляют собой эпические образцы, которые дали возможность дальше развить традиции певцов и сказителей .