Повторительно-обобщающий урок по второй главе «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ эпохи (VI-IX вв.)» Вопросы и задания 1. Выявите особенности и значение средневековой тюркской культуры в миро- вой цивилизации. Обоснуйте роль каганатов VI-IX вв. во взаимодействии Степи и города, кочевников и земледельцев. 2. Докажите, что для успешного ведения кочевого хозяйствования нужны: а) особые природно-климатические условия; б) наличие устойчивых хозяйст- венных связей с оседло-земледельческими районами; в) организованная, 3. Объясните, как развитие металлургии повлияло на завоевания тюрков и стало одной из причин их военных успехов. 4. Опишите древнетюркское вооружение. Сравните его с европейскими рыцар- скими доспехами, снаряжением и вооружением (время их появления, пре- имущества и недостатки, мобильность в бою и т.д.). безопасная территория. 51
Библейские критики часто указывают на принцип равного возмездия в Кодексе. Статьи 196, 197, 199 устанавливают: глаз за глаз, сломанная кость за сломанную кость и зуб за зуб, соответственно. Однако в трактовке наказания Кодекс по-разному относится к рождённым свободными, к тем, кого освободили, и к рабам. Тождественность наказания за совершённое преступление применяется только к рождённым свободными. В случае же нанесения вреда человеку, который стал свободным, закон обязывал уплатить эквивалент одной золотой мины, а если это был раб, то обидчик должен был заплатить хозяину половину стоимости этого раба. Ничего не упоминается о рабе, который получил увечье от своего хозяина, однако в Законе Моисея предусматривалось освобождение раба, который получил такие повреждения (Исх. 21:26-27 ).
Закон устанавливал, что «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15 ). В сравнение и противоположность этому Кодекс предписывал следующее: «Если сын ударит своего отца, ему следует отрубить руки» (статья 195).
Многочисленные сравнения могут быть сделаны между Кодексом Хаммурапи и Законом Моисея. Некоторые из законов совершенно одинаковы, и эти сходства поразительны. Возможным объяснением этого может быть гражданская и моральная составляющие Божьего Закона, передававшиеся из уст в уста патриархами. Так же, как существуют сходства между Законом Моисея и Законом Христа в их моральных принципах, нас не должно удивлять обнаружение сходств с гражданскими и моральными аспектами Патриархального Закона в письменных сводах законов древних культур; несмотря на то, что эти культуры развратились и, как Хаммурапи, стали приписывать авторство законов своим идольским божествам.
Объяснение обычаев, существовавших у патриархов до времен МоисеяВероятно, наиболее ценным аспектом Свода Законов Хаммурапи является освещение им обычаев, которые были в тех патриархальных культурах. Хотя Авраам жил незадолго до времён Хаммурапи, насколько возможно об этом ныне судить, другие древние письмена подтверждают, что многие из обычаев, которые Хаммурапи внес в свой свод законов, широко практиковались в патриархальных культурах.
К примеру, Авраам смирился с ситуацией, что Елиезер из Дамаска «домочадец мой (т. е. сын одной из его рабынь) наследник мой» (Быт. 15:2-3 ). Это заявление соответствует практике усыновления, что прописана в Законах Хаммурапи и других, более древних кодексах. Потому в сознании Авраама усыновление ребёнка, рождённого от одной из его рабынь, представлялось приемлемым в его культуре решением того Божьего обетования, которое было записано в Бытие 16:2-3 .
К тому же то, что Сара, Рахиль и Лия настаивали, чтобы их мужья через их служанок рождали им детей (Быт. 16:1сс ; 30:1сс , 9сс ), совпадает с их культурными обычаями, которые описаны в статьях 144 по 146 Законов Хаммурапи. Из записанного в этом Кодексе становится очевидным, что данная практика была распространена ещё до Хаммурапи, а законы Хаммурапи просто защищали права всех вовлечённых в эти отношения сторон.
Статьи 159-161 этого Свода Законов касаются справедливого возвращения «калыма», уплаченного за невесту, в случае, если жених или тесть передумали по поводу женитьбы. Хоть и с некоторыми различиями, но практика выкупа или вена согласуется с тем, что мы находим в Бытие 24:10 , 53 , где слуга Авраама отправился на поиски будущей жены Исаака со «всяческими сокровищами господина своего», которые он передал Ревеке, её матери и брату. Практика «выкупа», даваемого отцу невесты, особенно явно представлена в случае Иакова, когда у него не было имущества для «выкупа» и он работал на Лавана дважды по семь лет, чтобы собрать «выкуп» за каждую из дочерей Лавана, Рахиль и Лию.