.Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие славянам христианство, изобрели славянский алфавит, который вскоре после 988 года получил распространение и на Руси. Римская церковь допускала богослужение только на латыни, Константинополь же терпимо относился к языкам народов, обращенных им в христианство. Славянам разрешалось в церковной службе и во всех делах и обычаях веры пользоваться общепонятным для них языком - церковнославянским (этот литературный язык был создан на основе одного из южнославянских диалектов). Постепенно церковнославянский язык становится средством не только религиозной, но и все более богатой и разнообразной светской литературы. Греческая письменность при посредстве болгарской письменности и легла в основу русской церковной обрядности. Однако уже в XI веках появляются многие переводы непосредственно с греческого на русский. Эта переводческая деятельность особенно развилась при Ярославе Мудром. Он собрал многих писцов и переводил с греческого на славянское письмо. Действительно, церковная русская литература поражает обилием книг греческого происхождения. Большая часть ранних образцов письменности киевского периода так или иначе связана с религией. Здесь преобладают отрывки из Ветхого и Нового Заветов, акафисты, проповеди, жития святых и труды церковных авторов первых веков христианства - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Акафист (позднегреческое akathistos, от а - отрицательная приставка и греческого kathizo - сажусь), христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими. Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407), один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (398 года), представитель греческого церковного красноречия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя. Широко были развиты философские монашеские произведения: различного рода патерики, жития святых, поучения Исаака Сирина и так далее. Исаак Сирин (Исаак Ниневийский) (умер в конце VII века), христианский писатель, монах-отшельник, отец Церкви. В 661 был епископом Ниневии, затем удалился в монастырь Раббан Шабор. Его сочинения (на сирийском языке) на темы аскетики и мистического самоуглубления получили широкую известность в восточно-христианском мире, были переведены на арабский, греческий, славянский и другие языки. От XI века дошли до нас памятники оригинальной древнерусской церковной литературы, которая также изучена еще очень слабо. В рукописях имеется большое количество слов и поучений русского происхождения ранней эпохи. В русской церковной литературе появляются крупные произведения. Среди наиболее выдающихся памятником древней письменности следует назвать «Киево-Печерский патерик» (жития святых, собранные киевскими монахами), проповеди и гимны святого Кирилла Туровского и писания киевского митрополита середины XI века Илариона,-быть может, самого выдающегося мыслителя Киевской Руси. В знаменитом «Слове о Законе и Благодати», произнесенном Иларионом в память Володимира Святого и в присутствии Ярослава Мудрого в 1050 г., искусно и вдохновенно восславлена христианская вера. При этом автор «Слова» обнаруживает превосходное владение самыми изощренными приемами византийской риторики и прекрасное знакомство с библейскими текстами и тонкое их понимание. Он отдает дань уважения византийской культуре, но в нем нет рабского грекофильства. Он даже сознательно приуменьшает роль Византии в христианизации Руси: для него Русь важна и славна сама по себе, а заслуга ее крещения целиком и полностью принадлежит Володимиру.
После завершения Столетней войны, испытав горечь поражения и лишившись источников обогащения, английские бароны вернулись на родину. Они требовали предать суду военачальников, проигравших войну, обвиняли друг друга в измене. Каждый барон содержал в своих владениях большой отряд воинов, всегда готовых к грабежам и разбоям.Король Генрих VI Ланкастер (1422-1461 гг.) не пользовался уважением. Он был подвержен припадкам безумия, во время которых его кормили с ложки, переносили со стула на кровать. Не любили и его жену, жестокую королеву Маргариту, француженку по происхождению. Молва обвиняла ее в том, что во время войны с Францией она выдала врагам военные секреты.Королева и ее приверженцы правили как хотели, думая только о личном обогащении. Сборщики налогов и продажные судьи грабили народ, лишали малолетних наследников их имений, творили беззакония.Главными противниками королевы и ее приспешников были дальние родственники короля, принадлежавшие к семейству Йорков.Оба могущественных семейства - Ланкастеров и Йорков - имели своим далеким предком короля Эдуарда III Плантагенета (при котором началась Столетняя война). Один из его сыновей - Джон, герцог Ланкастер, стал родоначальником Ланкастеров, другой сын - Эдмунд, герцог Йорк - Йорков. Вражда между сторонниками тех и других переросла в длительную кровавую междоусобицу. Поскольку в гербе Ланкастеров было изображение алой розы, а в гербе Йорков - белой розы, война получила название войны Алой и Белой Розы.Основные события войны.1455 г.- Ричард, герцог Йорк, поднял мятеж против правивших страной родичей короля из семьи Ланкастеров. В бою королевские войска были разбиты, убит их предводитель и многие бароны, ранен король. После победы Йорков виднейшие государственные должности были розданы их сторонникам. Одним из них был отличившийся в бою молодой граф Уорвик,который вскоре стал командующим английским флотом.1459-1460гг.- военные действия между Ланкастерами и Йорками возобновились. В стране шли грабежи и кровавые расправы, в которых принимали участие те и другие. После одной из битв Генрих VI был взят в плен, а Ричард Йорк заявил о том, что намерен быть королем. Однако в новом сражении он был убит, вместе с ним погибла большая часть его войска. Голова Ричарда, увенчанная короной из золотой бумаги, была выставлена над воротами города Йорка. По приказу королевы Маргариты, нарушившей давний рыцарский обычай щадить побежденных, были казнены все сдавшиеся в плен сторонники Йорков.1461 г.- Эдуард, сын убитого Ричарда Йорка, и граф Уорвик собрали новое войско, которое одержало победу над Ланкастерами и вошло в Лондон. Сын Ричарда стал королем Эдуардом IV Йорком (1461-1483 гг.). Новый король приказал рубить головы всем знатным пленникам. Объявленный низложенным Генрих VI бежал (спустя некоторое время он был схвачен и заключен в темницу).1469-1471 гг.- между бывшими союзниками - Эдуардом IV и графом Уорвиком (чье влияние на государственные дела усилилось) - вспыхнула вражда, которая переросла в войну. Уорвик выиграл битву, сверг Эдуарда IV и восстановил на престоле Генриха VI Ланкастера (за что получил прозвище "делатель королей"). Однако Эдуарду IV удалось собрать новое войско и сразиться с Уорвиком. Сторонники Ланкастеров были разбиты - Уорвик погиб в бою. Генрих VI попал в руки Эдуарда IV, и вскоре было объявлено о его смерти (очевидно, он был убит).1483 г.- после смерти Эдуарда IV его брат Ричард совершил переворот: он заточил в лондонский замок Тауэр двух несовершеннолетних сыновей Эдуарда IV и провозгласил себя королем. Первое время принцев видели играющими в саду Тауэра, потом дети исчезли; поползли слухи, что они были убиты по приказу короля. Правление Ричарда III Йорка (1483-1485 гг.) было недолгим. Против него выступил дальний родственник Ланкастеров - Генрих Тюдор, живший во Франции в изгнании. В 1485 г. вместе со своими сторонниками он высадился в Англии. В сражении Ричард III был разбит, но бежать отказался, заявив, что умрет королем. Ему разбили голову топором. Свалившаяся со шлема Ричарда корона была прямо на поле боя возложена на голову Генриха Тюдора. Война была закончена. Генрих VII Тюдор (1485-1509 гг.) женился на Елизавете Йорк (дочери Эдуарда IV) и объединил в своем гербе Алую и Белую розы.При Генрихе VII Тюдоре произошло усиление королевской власти: он запретил феодалам содержать военные отряды; приказал разрушить замки непокорных; земли и титулы герцогов и графов, погибших в ходе войны, передал своим сторонникам - новые лорды полностью зависели от короля. Рыцари и горожане, уставшие от междоусобиц, также его поддерживали.
Греческая письменность при посредстве болгарской письменности и легла в основу русской церковной обрядности. Однако уже в XI веках появляются многие переводы непосредственно с греческого на русский. Эта переводческая деятельность особенно развилась при Ярославе Мудром. Он собрал многих писцов и переводил с греческого на славянское письмо. Действительно, церковная русская литература поражает обилием книг греческого происхождения.
Большая часть ранних образцов письменности киевского периода так или иначе связана с религией. Здесь преобладают отрывки из Ветхого и Нового Заветов, акафисты, проповеди, жития святых и труды церковных авторов первых веков христианства - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Акафист (позднегреческое akathistos, от а - отрицательная приставка и греческого kathizo - сажусь), христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими.
Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407), один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (398 года), представитель греческого церковного красноречия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя.
Широко были развиты философские монашеские произведения: различного рода патерики, жития святых, поучения Исаака Сирина и так далее.
Исаак Сирин (Исаак Ниневийский) (умер в конце VII века), христианский писатель, монах-отшельник, отец Церкви. В 661 был епископом Ниневии, затем удалился в монастырь Раббан Шабор. Его сочинения (на сирийском языке) на темы аскетики и мистического самоуглубления получили широкую известность в восточно-христианском мире, были переведены на арабский, греческий, славянский и другие языки.
От XI века дошли до нас памятники оригинальной древнерусской церковной литературы, которая также изучена еще очень слабо. В рукописях имеется большое количество слов и поучений русского происхождения ранней эпохи. В русской церковной литературе появляются крупные произведения. Среди наиболее выдающихся памятником древней письменности следует назвать «Киево-Печерский патерик» (жития святых, собранные киевскими монахами), проповеди и гимны святого Кирилла Туровского и писания киевского митрополита середины XI века Илариона,-быть может, самого выдающегося мыслителя Киевской Руси. В знаменитом «Слове о Законе и Благодати», произнесенном Иларионом в память Володимира Святого и в присутствии Ярослава Мудрого в 1050 г., искусно и вдохновенно восславлена христианская вера. При этом автор «Слова» обнаруживает превосходное владение самыми изощренными приемами византийской риторики и прекрасное знакомство с библейскими текстами и тонкое их понимание. Он отдает дань уважения византийской культуре, но в нем нет рабского грекофильства. Он даже сознательно приуменьшает роль Византии в христианизации Руси: для него Русь важна и славна сама по себе, а заслуга ее крещения целиком и полностью принадлежит Володимиру.