В заглавиях некоторых списков «Шемякина суда» указано, что повесть «выписана из польских книг» . Известна польская версия, принадлежащая писателю XVI в, Николаю Рею из Нагловиц. Кроме того, сходные сюжеты встречаются в литературе других стран.
Повесть о Шемякине суде сохранилась в двух версиях — прозаической и стихотворной. В XVIII — XIX вв. многократно выпускались лубочные издания «Шемякина суда» , повесть дала материал для прозаических и драматических обработок и перешла в фольклор.
«Повесть о Шемякином суде» — образец русской демократической сатиры. Она состоит из трех анекдотических сюжетов, в которых оказывается незадачливый убогий герой. От сюжета к сюжету увеличиваются страдания бедняка, который ни в одной из ситуаций не имеет намерение нарушать закон. Конфликт, а вместе с ним и все развитие действия в произведении, провоцируется цепью безысходных ситуаций, в которых оказывается герой-бедняк. Действующие лица поставлены в комические и заведомо неправдоподобные ситуации, а повествование развивается стремительно быстро, как это и подобает анекдотической истории.
Объективно, герой повествования — преступник. Он отрывает хвост у лошади богатого брата, который дать упряжь. Затем усугубляет свою вину, нечаянно зашибив до смерти поповского младенца. С отчаяния он бросается с моста, но попадает на старика, которого сын везет в баню. На суде он предстает ответчиком за двойное душегубство и уже готов от крайней безысходности убить к тому же самого судью, но тот принимает завернутый камень за денежный посул и решает дело в пользу убогого. Формально судья действует по существующим нормам Уложения 1649 г. , когда проступок наказывался подобной ему карой (сожжение за поджег, за убийство — убийство и т. д.) . Но в том и состоит комизм ситуации, что бедняк торжествует по логике действующего тогда законодательства. Судья по аналогии с мудрыми решениями Соломона и сказочных персонажей приговаривает отдать лошадь бедняку, покуда у нее не вырастет утраченный хвост, попадью отправить в сожительство к бедняку, чтобы родить сына взамен убиенного, а истцу погибшего старика предлагается броситься с моста по примеру ответчика. Решение для заявителей неприемлемое, и они вместо ожидаемого возмездия обидчику, вынуждены еще вознаградить его за содеянное. К этому неожиданному повороту и сводится вся соль повествования, парадирующего судебную практику того времени. При этом симпатии автора однозначно на стороне бесправного и неуклюжего героя.
Подобного рода оценки вызывали большое сочувствие у читателя. Имя судьи Шемяки стало нарицательным, а сюжет повести вошел в лубочные картинки и вместе с многочисленными списками произведения (включая и стихотворные его переложения) широко распространялся в грамотной простонародной среде.
Для египтян Древнего мира смена сезонов являлась нечто сверхъявственным. Каждую смену времени года и погоды они воспринимали как знак, символ, реакцию богов на деятельность египтян. В Древнем Египте поклонялись множеству богам, каждый бог был покровителем той или иной сферы деятельности. К примеру, за плодородие земель отвечала богиня Хатор, поэтому земледельцы преподносили дары этой богине, чтобы она одарила их земли плодородием. Помимо Хатор, богиней растительности являлась и дочь Бога Ра – Тефнут. Этой богине даже был посвящен целый праздник, и его отмечали в календаре. Наступление холодов связывают с богиней Исидой, змея которой жалила солнце, а вот жару воспринимали как наказание за неповиновения богам. Жестокая и обиженная богиня Сохмет могла наслать зной и оставить тем самым земледельцев без урожая. Одним из самых главных и внушающим страх богов был бог –Осирис. В честь этого божества ежегодно египтяне проводили с танцами, с подношениями и прочими ритуалами.
Объяснение:
В богов верили абсолютно все, начиная от простых рабов, заканчивая властными фараонами. В период обрядов очень часто фараоны бросали папирус с к богам в реку Нил, полагая, что боги сжалятся и одарят египтян хорошим урожаем.
Повесть о Шемякине суде сохранилась в двух версиях — прозаической и стихотворной. В XVIII — XIX вв. многократно выпускались лубочные издания «Шемякина суда» , повесть дала материал для прозаических и драматических обработок и перешла в фольклор.
«Повесть о Шемякином суде» — образец русской демократической сатиры. Она состоит из трех анекдотических сюжетов, в которых оказывается незадачливый убогий герой. От сюжета к сюжету увеличиваются страдания бедняка, который ни в одной из ситуаций не имеет намерение нарушать закон. Конфликт, а вместе с ним и все развитие действия в произведении, провоцируется цепью безысходных ситуаций, в которых оказывается герой-бедняк. Действующие лица поставлены в комические и заведомо неправдоподобные ситуации, а повествование развивается стремительно быстро, как это и подобает анекдотической истории.
Объективно, герой повествования — преступник. Он отрывает хвост у лошади богатого брата, который дать упряжь. Затем усугубляет свою вину, нечаянно зашибив до смерти поповского младенца. С отчаяния он бросается с моста, но попадает на старика, которого сын везет в баню. На суде он предстает ответчиком за двойное душегубство и уже готов от крайней безысходности убить к тому же самого судью, но тот принимает завернутый камень за денежный посул и решает дело в пользу убогого. Формально судья действует по существующим нормам Уложения 1649 г. , когда проступок наказывался подобной ему карой (сожжение за поджег, за убийство — убийство и т. д.) . Но в том и состоит комизм ситуации, что бедняк торжествует по логике действующего тогда законодательства. Судья по аналогии с мудрыми решениями Соломона и сказочных персонажей приговаривает отдать лошадь бедняку, покуда у нее не вырастет утраченный хвост, попадью отправить в сожительство к бедняку, чтобы родить сына взамен убиенного, а истцу погибшего старика предлагается броситься с моста по примеру ответчика. Решение для заявителей неприемлемое, и они вместо ожидаемого возмездия обидчику, вынуждены еще вознаградить его за содеянное. К этому неожиданному повороту и сводится вся соль повествования, парадирующего судебную практику того времени. При этом симпатии автора однозначно на стороне бесправного и неуклюжего героя.
Подобного рода оценки вызывали большое сочувствие у читателя. Имя судьи Шемяки стало нарицательным, а сюжет повести вошел в лубочные картинки и вместе с многочисленными списками произведения (включая и стихотворные его переложения) широко распространялся в грамотной простонародной среде.
Для египтян Древнего мира смена сезонов являлась нечто сверхъявственным. Каждую смену времени года и погоды они воспринимали как знак, символ, реакцию богов на деятельность египтян. В Древнем Египте поклонялись множеству богам, каждый бог был покровителем той или иной сферы деятельности. К примеру, за плодородие земель отвечала богиня Хатор, поэтому земледельцы преподносили дары этой богине, чтобы она одарила их земли плодородием. Помимо Хатор, богиней растительности являлась и дочь Бога Ра – Тефнут. Этой богине даже был посвящен целый праздник, и его отмечали в календаре. Наступление холодов связывают с богиней Исидой, змея которой жалила солнце, а вот жару воспринимали как наказание за неповиновения богам. Жестокая и обиженная богиня Сохмет могла наслать зной и оставить тем самым земледельцев без урожая. Одним из самых главных и внушающим страх богов был бог –Осирис. В честь этого божества ежегодно египтяне проводили с танцами, с подношениями и прочими ритуалами.
Объяснение:
В богов верили абсолютно все, начиная от простых рабов, заканчивая властными фараонами. В период обрядов очень часто фараоны бросали папирус с к богам в реку Нил, полагая, что боги сжалятся и одарят египтян хорошим урожаем.