в первых десятилетиях xv века в искусстве италии происходит решительный перелом. возникновение мощного очага ренессанса во флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. творчество донателло, мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
в своей борьбе с традицией готики художники раннего возрождения искали опору в античности и искусстве проторенессанса. то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
итальянское искусство xv века отличается большой пестротой. различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. новое искусство, победившее в начале xv века в передовой флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. в то время как во флоренции работали брунелесски, мазаччо, донателло, в северной италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые ренессансом.
главным очагом раннего возрождения была флоренция. флорентийская культура первой половины и середины xv века разнообразна и богата. с 1439 года, со времени состоявшегося во флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император иоанн палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения византии в 1453 году, когда многие бежавшие с востока ученые нашли прибежище во флоренции, город этот становится одним из главных в италии центров изучения греческого языка, а также и философии древней греции. и все же ведущая роль в культурной жизни флоренции первой половины и середины xv века, бесспорно, принадлежала искусству.
Яне уверен что то правильно вот консулы: гней помпей магн и квинт цецилий метелл пий сципион назика (два плебея); преторы: авл манлий торкват, гай тремеллий скрофа, марк консидий нониан, марк ноний суфенат и публий силий; пропретор: публий аттий вар (в африке); народные трибуны: марк целий руф, квинт манилий куман, тит мунаций планк бурса, квинт помпей руф и гай саллюстий крисп; квестор: марк эппий. убийство публия клодия пульхра милоном во время выборов преторов, к восстанию плебса в риме. помпей стал «консулом без коллеги» (интеррекс-организатор голосования — сервий сульпиций руф). помпей провёл новый закон о полномочиях должностных лиц. второй консул избран лишь осенью. ссылка милона в массилию. во время галльской войны арвернский вождь верцингеториг (vercingetorix) возглавил восстание объединённых галльских племён против цезаря. переломный момент галльской войны. начало великого галльского восстания во главе с верцингеторигом, в котором участвовали арверны, битуриги, сеноны, паризии, пиктоны, кадурки, туроны, аулерки, лемовики, анды. цезарь вернулся из италии, проскользнул мимо сил верцингеторига и добрался до агединка (совр. санс, франция) штаб-квартиры легионов. цезарь опустошил область арвернов, прошёл через страну эдуев в область лингонов. взятие столицы сенонов веллаунодуны, столицы карнутов кенаба (совр. орлеан, франция) и столицы битуригов аварика (около совр. буржа, франция), жестокая резня и разграбление города, в котором погибли до 40 000 местных жителей. эдуи покинули цезаря, но после поражения арвернского восстания под руководством верцингеторига вновь перешли на сторону рима. весна — тит лабиен двинулся на сенонов. поражение цезаря при осаде герговии, столицы арвернов. осада аварика. осада алезии (совр. алези-сент-ренн, франция), закончившаяся пленением веркассивелауна и верцингеторига. хань и хунну: хуханье перекочевывает на юг и подчиняется китаю. вмешательство ханьских дипломатов в династические распри усуней.
в первых десятилетиях xv века в искусстве италии происходит решительный перелом. возникновение мощного очага ренессанса во флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. творчество донателло, мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
в своей борьбе с традицией готики художники раннего возрождения искали опору в античности и искусстве проторенессанса. то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
итальянское искусство xv века отличается большой пестротой. различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. новое искусство, победившее в начале xv века в передовой флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. в то время как во флоренции работали брунелесски, мазаччо, донателло, в северной италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые ренессансом.
главным очагом раннего возрождения была флоренция. флорентийская культура первой половины и середины xv века разнообразна и богата. с 1439 года, со времени состоявшегося во флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император иоанн палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения византии в 1453 году, когда многие бежавшие с востока ученые нашли прибежище во флоренции, город этот становится одним из главных в италии центров изучения греческого языка, а также и философии древней греции. и все же ведущая роль в культурной жизни флоренции первой половины и середины xv века, бесспорно, принадлежала искусству.