Православной культуры земли смоленской1. расскажите о традициях духовного образования в смоленске. какой вклад внёс в развитие духовного образования владыка гедеон? 2. говоря о нашей беспамятности, а. с. пушкин отмечал, что "мы ленивы и нелюбопытны". можно ли эти слова отнести и к нашему времени?
как думаете, почему? 3. есть ли в вашей местности подобные рождественскому забытые места, памятники расскажите о них.
Насими́, Несими́ (псевдоним; настоящее имя Сеид Имадеддин; азерб. İmadəddin Nəsimi, перс. около 1369 г. — 1417 г., Халеб) — выдающийся поэт и мистик XIV—XV вв., писавший на азербайджанском, а также персидском и арабском языках.
Насими сыграл значительную роль в развитии азербайджанской поэзии], энциклопедия «Ираника» считает его первым азербайджанским поэтом.
Писал в жанрах газель, рубаи и туюг. Его сочинения получили широкую известность на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Являлся последователем хуруфизма, одного из ветвей суфизма
Жизнь
Поэт Насими писал стихи на азербайджанском, арабском и персидском языках.
Насими считается отцом азербайджанского дивана (около 15 тысяч строк)[22], кроме того, он создал диван на персидском языке (около 5 тысяч строк); ряд стихов Насими написал на арабском языке. Насими создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка.
Насими вырос среди ремесленников; изучал математику, астрономию, логику и теологию. В начале своего творчества Насими, подобно его учителю Наими, стоял на позициях суфизма и был последователем знаменитого суфийского шейха Шибли. Кроме того он был поклонником иранского суфия и поэта X века Гусейна Халладжа Мансура, который говорил: «Я — Бог!». Так Мансур выражал мысль, что Бог, или частица Бога в каждом из нас. В своих стихах Насими часто повторяет эту фразу. Таким образом, он стал последователем хуруфизма.
В произведениях Насими упоминаются Джалаладдин Руми, Саади, Ибн Сина, Фаридаддин Аттар. В творчестве поэта заметно влияние классиков персидской литературы Руми, Низами Гянджеви и Шейха Аттара. В Шемахе Насими создал общество ученых (меджлис-ул-улема) и музыкантов (муганнилер), в которых объединились талантливые люди[23]. После казни Наими Насими покидает пределы Ширвана и отправляется в Багдад, посещает другие города Ирака, а также Турции, где он продолжает распространять идеи хуруфизма. За это поэт неоднократно подвергался гонениям и был брошен в темницу.
Насими отправляется в Сирию и останавливается в городе Алеппо. Из-за обвинений, выдвинутых духовенством, Насими был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. В ожидании казни Насими написал ряд стихотворений под общим названием «хабсие» («тюремные)», где выразил свои горестные размышления о несправедливости властей, невежестве и продажности судей, осудивших его, и бунтарские по характеру мысли человека, остающегося до конца верным своим убеждениям. Египетский Султан Муайад приказал содрать с него кожу и выставить его тело в Алеппо на всеобщее обозрение.
Поэт был похоронен в Халебе, на общем кладбище. Потомки Насими были похоронены там же. В 1970-х годах могилу Насими посетил Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев[24].
После смерти в 1584 г. Ивана IV Грозного царём был провозглашён его недее сын Фёдор Иоаннович. Согласно завещанию Ивана Грозного, при царе Фёдоре был создан регентский совет, состоявший из князей Ивана Шуйского и Ивана Мстиславского, бояр Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (Никиты Романова), Бориса Годунова и Богдана Бельского, к которому перешла власть в стране. Фактически с момента создания внутри регентского совета начинается борьба за власть, особенно обострившаяся после смерти в 1585 г. Никиты Романовича. Победителем в этой борьбе вышел Борис Годунов, ставший правителем при недее царе Фёдоре.
В 1591 г. в Угличе погибает младший из сыновей Ивана IV Грозного царевич Дмитрий. Родственники последней жены Грозного Марии Нагой обвинили Годунова в убийстве царевича. Назначенная Годуновым правительственная комиссия пришла к выводу, что смерь Дмитрия — несчастный случай. 6 января 1598 г. бездетным умирает царь Фёдор. Его вдова, сестра Бориса Годунова Ирина отказывается от престола и уходит в монастырь. Престол остался без наследника. Собравшийся в феврале 1598 г. Земский собор избирает на царство Бориса Годунова.
Восшествием на престол Годунова были недовольны многие представители московской знати. В октябре 1600 г. был раскрыт заговор братьев Никитичей, сыновей Никиты Романовича. Подворье Романовых было взято штурмом. Романовы были отправлены в ссылку. В 1603 г. на Украине появился первый самозванец Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудом царевичем Дмитрием». Лжедмитрий I получил политическую поддержку от польского короля Сигизмунда III Вазы и папского нунция Рангони, пообещав передачу Польше Смоленска и Северских земель и обращение русского населения в католичество. Польский магнат, сандомирский воевода Ежи Мнишек под обещание Лжедмитрия I жениться на его дочери Марине выделил деньги на поход на Москву.
13 апреля 1605 г. неожиданно умирает Борис Годунов. Московское боярство переходит на сторону самозванца. В июне 1605 г. сын Годунова Фёдор был свергнут с престола и убит. Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, и в 21 июля 1605 г. он венчается на царство под именем царя Дмитрия. В Москву были возвращены из ссылки бояре Нагие, Романовы, Бельские и князья Шуйские. Но в мае 1606 г. именно Василий Шуйский возглавил заговор против Лжедмитрия I, использовав брак последнего на католичке Марине Мнишек как повод для восстания. Лжедмитрий I был убит. Толпа, собравшаяся на Красной площади, «выкрикнула» царём Василия Шуйского.
В 1607 г. поход на Москву начинает новый самозванец. Лжедмитрию II удалось в июне 1608 г. подойти к Москве и стать лагерем в Тушино, в связи с чем он получил прозвище Тушинский вор. Здесь самозванец формирует правительство, в которое вошли кн. Трубецкие, кн. А. Ю. Сицкий, Филарет Романов, М. Г. Салтыков и др. Но взять Москву Лжедмитрию II не удалось.
верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 г. заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную и русско- шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Союз Шуйского со шведами был использован польским королём Сигизмундом III как повод к интервенции: осенью 1609 г. польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 г. договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына, королевича Владислава.
В июле 1610 г. Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к Семибоярщине — Боярской думе во главе с кн. Мстиславским. Боярское правительство в августе 1610 г. заключило договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царём при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.
В августе 1610 г. самозванец ц в Калугу, где и был убит.
С нарастанием с 1611 г. патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д. Т. Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П. Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. Первому ополчению освободить Москву не удалось. В результате распри на военном совете П. Ляпунов был убит казаками. Летом 1611 г. ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам — взять Новгород, в Пскове объявился новый самозванец — Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашён» царем.