Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?
Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.
В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него где гость мог вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.
Ольга становится княгиней после гибели своего мужа, Игоря. Она правит до совершеннолетия сына – Святослава. Но, так как молодой князь большую часть времени проводил в военных походах, можно сказать, что она управляла государством до самой своей смерти. Поэтому, как правило, этих правителей берут в тандеме, даты эссе выглядят так:
945-972
945-гибель князя Игоря, 972-гибель князя Святослава.
Н. Карамзин писал об Ольге, что она утешила славянские племена благодеяниями своего мудрого правления.
Он же считал ее сына Святослава великим полководцем, русским Александром Македонским, однако как государственный деятель он заслуживает осуждения. Потому что воинские походы и славу ставил он выше блага государственного.
Историк Ф. И. Успенский писал, что конец правления Святослава и мирный договор с Византией 971 года – полный крах всей политики князя, так как его действия в Болгарии существенно усилили греков.
Историк И. Лебедев считал, что военные походы Святослава были необходимостью эпохи зарождающихся феодальных отношений.
Б. Греков говорил о набегах Святослава не просто как о грабительских вылазках. По мнению историка, это были спланированные военные операции. И война с Хазарией должна была окончится захватом и подчинением этого региона, однако князь был отвлечен западной политикой и не закончил начатое.
В этот период (945-972) происходит становление Древнерусского государства. Возникает первая налоговая система, упорядочившая сбор дани и положившая конец недовольству славянских племен. Авторитет же Руси существенно поднимается благодаря внешней политики князя Святослава.
+ Бонус
В ЕГЭ по истории так же может встретиться следующий вопрос из второй части
Политическая деятельность князя Святослава Игоревича была успешной
Нужно привести два аргумента за и два против.
Аргументы ЗА
Святославом был разгромлен сильный конкурент Руси – Хазария. Именно это государство в контролировало и собирало дань с южных земель
Благодаря завоеваниям Святослава было образовано Тмутараканское княжество
В 966 году подчинил Киеву племя вятичей
Аргументы ПРОТИВ
Святослав не участвовал во внутренней политике, всем управляла его мать – Ольга, за что князь даже получил упрёк от киевлян
В 969 году Киев был осажден печенегами, что свидетельствует о непредусмотрительности князя Святослава.
Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?
Сходить в церковь и послушать проповедника
Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век© Wikimedia Commons
Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.
В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него где гость мог вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.
Посмотреть представление
Ольга становится княгиней после гибели своего мужа, Игоря. Она правит до совершеннолетия сына – Святослава. Но, так как молодой князь большую часть времени проводил в военных походах, можно сказать, что она управляла государством до самой своей смерти. Поэтому, как правило, этих правителей берут в тандеме, даты эссе выглядят так:
945-972
945-гибель князя Игоря, 972-гибель князя Святослава.
Н. Карамзин писал об Ольге, что она утешила славянские племена благодеяниями своего мудрого правления.
Он же считал ее сына Святослава великим полководцем, русским Александром Македонским, однако как государственный деятель он заслуживает осуждения. Потому что воинские походы и славу ставил он выше блага государственного.
Историк Ф. И. Успенский писал, что конец правления Святослава и мирный договор с Византией 971 года – полный крах всей политики князя, так как его действия в Болгарии существенно усилили греков.
Историк И. Лебедев считал, что военные походы Святослава были необходимостью эпохи зарождающихся феодальных отношений.
Б. Греков говорил о набегах Святослава не просто как о грабительских вылазках. По мнению историка, это были спланированные военные операции. И война с Хазарией должна была окончится захватом и подчинением этого региона, однако князь был отвлечен западной политикой и не закончил начатое.
В этот период (945-972) происходит становление Древнерусского государства. Возникает первая налоговая система, упорядочившая сбор дани и положившая конец недовольству славянских племен. Авторитет же Руси существенно поднимается благодаря внешней политики князя Святослава.
+ Бонус
В ЕГЭ по истории так же может встретиться следующий вопрос из второй части
Политическая деятельность князя Святослава Игоревича была успешной
Нужно привести два аргумента за и два против.
Аргументы ЗА
Святославом был разгромлен сильный конкурент Руси – Хазария. Именно это государство в контролировало и собирало дань с южных земель
Благодаря завоеваниям Святослава было образовано Тмутараканское княжество
В 966 году подчинил Киеву племя вятичей
Аргументы ПРОТИВ
Святослав не участвовал во внутренней политике, всем управляла его мать – Ольга, за что князь даже получил упрёк от киевлян
В 969 году Киев был осажден печенегами, что свидетельствует о непредусмотрительности князя Святослава.