Это выражалось прежде всего в ограничении доступа представителям непривилегированных слоев населения (крестьяне, мещане и др.) к образованию: яркий пример - так называемый циркуляр (постановление) министра народного просвещения Делянова (1887 г.) "о кухаркиных детях", согласно которому в гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников. Почему так происходило, догадаться несложно: образованным народом гораздо сложнее управлять, чем безграмотным, который всему верит.
Социальные отношения формируются по законам общества и экономики, но личность правителя тоже имеет значение. Николай Второй жил больше своей личной жизнью, замкнулся в своей семье, например он мог все лето отдыхать на яхте без связи с министрами, страна была фактически без правления, министры ждали осени когда царь изволит явиться. Много ошибок типа раздачи подарков на Ходынке, куча народа погибло, разрешение расстрела рабочих демонстраций (это фатальная ошибка). Также развязывание Первой Мировой - российское правительство тоже в этом участвовало (хотя как раз Николай мог использовать свои родственные связи для решения мирным путем, правители Германии и Австро-Венгрии были его кузены плюс многие родственники жены среди европейской аристократии, совершенно незначителэные уступки в Европе, бутылочка шабли с кузенами, и войны, которая унесла жизни миллионов, не было бы). Николай был бы неплохим командиром полка (он именно так себя и вел, ходил всегда в военной форме), но как политик он оказался очень слабым и недальновидным. И отрекся от престола зря - это повлекло за собой хаос. Его все равно убили бы, рано или поздно, но он из трусости подписал отречение от престола.