При анализе изменений, произошедших в результате новой экономической политики, в таблице ЭСВТ используйте дополнительный источник данных. Название внутренней политики Советского Союза в годы Гражданской войны 1918-1921 гг. В связи со сложностями, сложившимися в годы Гражданской войны, советская власть в середине 1918 года ввела политику «военного коммунизма» с целью максимальной мобилизации всех материальных ресурсов, человеческих сил, обеспечения продовольствием городов, промышленных работников, Красной Армии, установления в стране строгой трудовой дисциплины. Эта чрезвычайная политика была вызвана экономическим потрясением, необходимостью защитить Советское государство от иностранных интервентов и внутренних врагов. Для решения продовольственного вопроса на основе политики» военного коммунизма " введена чрезвычайная мера продовольственного паралича. По нему большая часть товарного зерна, находившегося в распоряжении богатых и кулаков страны, получалась без всякой отдачи, предусматривалось централизованное обеспечение населения продовольствием, запрещалась самовольная продажа сельскохозяйственной продукции.
Э (экономический)
Б (социальная)
С (политические)
Т (технологическая)
А) В первой трети XIX века экономика Российской империи стала всё более отставать в своём развитии от ведущих держав.
В) Строительство Сибирской магистрали, ряда других железных дорог, рост судостроения, более широкое использование машин и сельскохозяйственных орудий в помещичьих и кулацких хозяйствах, собственные потребности промышленности вызвали усиленный спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны.
В) К 1851 году число посессионных крестьян сократилось до 12-13 тысяч, в то время как в конце XVIII — начале XIX вв. их число превышало 300 тысяч.
В деле общего духовного — а вместе с тем и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, равно как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое ощутимое продолжение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним «болваном» кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности выступает одновременно физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком и даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы.
«Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта, — писал А. С. Пушкин. — Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».