Одним из сынов нашего народа, гетманом - государственником, деятельность которого была направлена на борьбу за независимость украины, - таким в возникает петр дорошенко. походил он из казацкого рода: его дед михаил дорошенко был украинским гетманом, а отец — полковником времен богдана хмельницкого. тогда же начал воинскую службу и петр, а когда булава перешла к рукам и. выговского, он уже был полковником, всесторонне поддерживал гетмана. находясь в чигирине, дорошенко имел возможность познакомиться с многими государственными проблемами и выработать свой собственный взгляд на положение в украине. а оно было тяжелым. после так называемого черного совета в нежине в 1663 г., где провозгласили гетманом ивана брюховецкого, украина поделилась на два гетманата — левобережный (с гетманом брюховецким) и правобережный (с гетманом павлом тетерей). начался период кровавых мятежей и междоусобиц, которые подрывало силу народа, разрушали хозяйство, значительные пространства украинской территории превращали в пустыню. это время называют руиной. оставшись без поддержки, тетеря сложил в 1665 г. булаву и выехал к польше. вместо него гетманом было избрано петра дорошенко. я старался
Особенностью новгородской культуры была её простота и доступность. она была созвучна вечевым порядкам и соответствовала свободолюбию и высокой политической активностью городского населения. каменное зодчество в новгородской земле, которые освоили здесь мастера, утратило свою былую монументальность. сократилось княжеское правительство. заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. их стали строить небольшими и одноглавыми. и эта простота была выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. своеобразием отличалось и новгородское летописание. в нем фигура князя отступала на задний план. зато подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев. жители новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. о широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.