Система университетского образования оказала большое влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты развитию научной мысли, самосознания и утверждению свободы личности. Первоначально университеты часто возникали на основе комплексных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов, а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов мыслить и проводить исследования. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, тем самым осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достояниях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, например, произведение «Декамерон» итальянца Джованни Боккаччо было быстро переведено на все языки Европы, его читали и знали везде. Постепенно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.
В 1767 году была созвана Уложеннпя комиссия с целью создания нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 и правовых норм, вступивших в силу после его издания. Попытка Екатерины II созвать съезд народных представителей от всех сословий (кроме крепостных крестьян - всего - 572 человека, из которых 45% - дворяне) с целью выработки общего свода государственных законов. В качестве инструкции императрицей был написан "Указ Уложенной комиссии". Комиссия должна была выяснить народные нужды и пожелания (было получено до полутора тысяч депутатских наказов) , согласовать их с высокими началами Наказа и составить новый, совершенный для России закон. В Уложенной комиссии лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон. Депутаты-горожане радели лишь о праве покупать крепостных, да об отстранении дворянства от торговли. Российское купечество ещё мыслило по-старому, стремясь не к политическим правам и юридическим гарантиям, а лишь к сословным привилегиям. Оно не могло стать опорой императрицы, мечтавшей о создании в России третьего сословия. В к. 1768 Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. Сколь решительно были настроены "разномыслящие персоны", как называла Екатерина своих критиков, на сохранение незыблемым крепостнического режима, явствует из отзыва на "Наказ поэта и драматурга А. П. Сумарокова: "Сделать крепостных людей вольными нельзя, скудные люди ни повара, ни лакея иметь не будут, и будут ласкать слуг своих, пропуская им многие бездельства, вотчины превратятся в опаснейшие жилища, ибо они (помещики. Н. П. ) будут зависеть от крестьян, а не крестьяне от них".
Добавленные предложения выделены жирным шрифтом:
Система университетского образования оказала большое влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты развитию научной мысли, самосознания и утверждению свободы личности. Первоначально университеты часто возникали на основе комплексных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов, а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов мыслить и проводить исследования. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, тем самым осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достояниях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, например, произведение «Декамерон» итальянца Джованни Боккаччо было быстро переведено на все языки Европы, его читали и знали везде. Постепенно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.
В 1767 году была созвана Уложеннпя комиссия с целью создания нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 и правовых норм, вступивших в силу после его издания. Попытка Екатерины II созвать съезд народных представителей от всех сословий (кроме крепостных крестьян - всего - 572 человека, из которых 45% - дворяне) с целью выработки общего свода государственных законов. В качестве инструкции императрицей был написан "Указ Уложенной комиссии". Комиссия должна была выяснить народные нужды и пожелания (было получено до полутора тысяч депутатских наказов) , согласовать их с высокими началами Наказа и составить новый, совершенный для России закон. В Уложенной комиссии лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон. Депутаты-горожане радели лишь о праве покупать крепостных, да об отстранении дворянства от торговли. Российское купечество ещё мыслило по-старому, стремясь не к политическим правам и юридическим гарантиям, а лишь к сословным привилегиям. Оно не могло стать опорой императрицы, мечтавшей о создании в России третьего сословия. В к. 1768 Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. Сколь решительно были настроены "разномыслящие персоны", как называла Екатерина своих критиков, на сохранение незыблемым крепостнического режима, явствует из отзыва на "Наказ поэта и драматурга А. П. Сумарокова: "Сделать крепостных людей вольными нельзя, скудные люди ни повара, ни лакея иметь не будут, и будут ласкать слуг своих, пропуская им многие бездельства, вотчины превратятся в опаснейшие жилища, ибо они (помещики. Н. П. ) будут зависеть от крестьян, а не крестьяне от них".