Новая экономическая политика являлась по сути антикризисной программой, шагом обратно, от социализма к товарно-денежным отношениям. Многоукладность хозяйственной модели НЭПа состояла в том, что он сочетал централизованное государственное планирование, большевистские «командные высоты» на макроуровне (государственная собственность на крупную и среднюю промышленность и транспорт, государственная монополия на внешнюю торговлю) и свободу рыночных отношений на микроуровне, денационализацию некоторых государственных предприятий, реставрацию торгового и промышленного капитала, частного сектора. Такие меры, как:
·возвращение частной торговли и мелкого производства,
·разрешение государственного капитализма,
·денежная реформа (введение твердой валюты),
·свободный найм рабочей силы
стабилизировали народное хозяйство, подняв его до довоенного уровня.
НЭП обеспечил развитие положительной динамики в направлении восстановления и развития российской экономики. Но довольно скоро после его введения первые успехи сменились новыми трудностями, которые объяснялись тремя основными причинами:
·дисбалансом промышленности и сельского хозяйства;
·целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства;
·усилением противоречий между многообразием социальными интересами различных слоев российского общества и авторитарным стилем управления большевистского руководства.
По оценкам ученых, факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Они демонстрируют попытку России найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны.
Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в Первой мировой войне и последствиями Гражданской войны. Более того, НЭП позволил ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это был огромный шаг вперед.
Но дисбаланс промышленности и сельского хозяйства, вызванный перекачиванием средств из деревни в город, обусловленный приоритетом укрепления обороно страны, отразился на валютных поступлениях, и заставил усилить кризис заставил правительство усилить централизованное экономическое управление. Основными причинами невозможности успешного продолжения НЭП была ее нарастающая несовместимость с существовавшей политической системой: с одной стороны вводились элементы свободной рыночной экономики, с другой стороны, окончательно установилась большевистская монополия на власть. Большевистская политическая базировалась не на институтах частной собственности. Именно поэтому НЭП был обречен и к концу тридцатых годов свернут. Страну ожидали десятилетия террора.
Новая экономическая политика являлась по сути антикризисной программой, шагом обратно, от социализма к товарно-денежным отношениям. Многоукладность хозяйственной модели НЭПа состояла в том, что он сочетал централизованное государственное планирование, большевистские «командные высоты» на макроуровне (государственная собственность на крупную и среднюю промышленность и транспорт, государственная монополия на внешнюю торговлю) и свободу рыночных отношений на микроуровне, денационализацию некоторых государственных предприятий, реставрацию торгового и промышленного капитала, частного сектора. Такие меры, как:
·возвращение частной торговли и мелкого производства,
·разрешение государственного капитализма,
·денежная реформа (введение твердой валюты),
·свободный найм рабочей силы
стабилизировали народное хозяйство, подняв его до довоенного уровня.
НЭП обеспечил развитие положительной динамики в направлении восстановления и развития российской экономики. Но довольно скоро после его введения первые успехи сменились новыми трудностями, которые объяснялись тремя основными причинами:
·дисбалансом промышленности и сельского хозяйства;
·целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства;
·усилением противоречий между многообразием социальными интересами различных слоев российского общества и авторитарным стилем управления большевистского руководства.
По оценкам ученых, факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Они демонстрируют попытку России найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны.
Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в Первой мировой войне и последствиями Гражданской войны. Более того, НЭП позволил ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это был огромный шаг вперед.
Но дисбаланс промышленности и сельского хозяйства, вызванный перекачиванием средств из деревни в город, обусловленный приоритетом укрепления обороно страны, отразился на валютных поступлениях, и заставил усилить кризис заставил правительство усилить централизованное экономическое управление. Основными причинами невозможности успешного продолжения НЭП была ее нарастающая несовместимость с существовавшей политической системой: с одной стороны вводились элементы свободной рыночной экономики, с другой стороны, окончательно установилась большевистская монополия на власть. Большевистская политическая базировалась не на институтах частной собственности. Именно поэтому НЭП был обречен и к концу тридцатых годов свернут. Страну ожидали десятилетия террора.