Начало хх века в русской истории ознаменовано несколькими революциями (1905, 1917 гг.). Эти события стали поистине судьбоносными и поворотными - с ними были связаны колоссальные изменения в политическом устройстве страны, в психологии людей, во всем укладе жизни. Отношение к этим событиям внутри самой России было далеко неоднозначным: имел место весь спектр мнений – от восторженного приятия революции до открытой ненависти как к самому перевороту, так и к тем, кто его совершал. Литература того времени в полной мере передает эту разноголосицу мнений. Так, «великий пролетарский поэт» В.В. Маяковский, ставший трибуном Октябрьского переворота 1917 года, воспевает это событие в своих произведениях: Тебе, … восторженно возношу над руганью реемой оды торжественное «О»! Маяковский, как и многие, задается вопросом, чем обернется революция – «стройной постройкой, грудой развалин?» Ведь она противоречива и многолика: в ней есть и звериное, и детское, и копеечное, и великое. Однако ее суть от этого не умаляется: по мнению поэта, все недостатки революции окупаются тем, что она освободила рабочий люд, что она совершена во имя и для простого народа: кадишь, кадишь благоговейно, славишь человечий труд. Не может не восхищать поэта и колоссальность этого события, его масштаб, грандиозная «наглость»: «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля». Маяковский уверен, что время оценит революцию по достоинству, и то, что обывателям кажется проклятьем, для человечества окажется благословением. Поэт видит в революции грандиозный шанс «начать историю заново»: перекроить все «по своим шаблонам», оставить свой след в истории. С 1917 года он начинает другое летоисчисление. По мнению Маяковского, наследие веков должно быть перечеркнуто («Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним…»), новому времени требуется новое миропонимание, новая философия и эстетика («Из сердца старое вытри. Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры»). Менее восторженно и, наверное, более объективно воспринимает революцию А. Блок. В своей поэме «Двенадцать» он изобразил ее как стихийную, разрушительную силу дотла уничтожить «старый мир». Думаю, поэт во многом воспринимает революцию как историческую неизбежность: он понимает ее причины, чувствует ее необходимость. Блок не идеализирует «старый мир», который в его произведении представляет целая вереница героев. Все они описаны в иронических и даже сатирических тонах: буржуй, писатель-вития, барыня в каракуле, проститутки, бродяги. Однако вполне объективно поэт смотрит и на представителей «нового мира» - красногвардейский патруль, состоящий из двенадцати солдат. Эти люди одержимы идей революции, готовы раздуть пожар на «всем белом свете»: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем…» Однако по своей сути это незрелые, неразвитые в нравственном отношении люди, даже внешне похожие на уголовников: «На спину б надо бубновый туз!» Они готовы на все – на грабежи, на разбой, даже на убийство (вспомним историю с Катькой). Блок понимает всю опасность положения, в котором оказалась столь любимая им Россия. Именно поэтому, на мой взгляд, он «посылает» патрулю ангела-хранителя, самого «Исуса Христа». Этот образ символизирует страдания, которые придется пережить русскому народу и стране в целом, страх поэта за свою родину, его упование на лучшее: «В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос». Одним из редких произведений в русской литературе, запечатлевшем события революции 1905 – 1907 гг., стал роман Горького «Мать». У этого писателя революция тесно связана с нравственным и духовным ростом личности. В центре повествования находится фигура простой необразованной женщины, забитой тяжелой судьбой - беспросветной работой, пьянством мужа, страхом за судьбу сына. Однако события 1905 года, увлечение Павла революцией становятся толчком для новой жизни Ниловны. Сначала она радуется тому, что ее сын, которого захватили идеи пролетарской революции, не повторит судьбу отца. А постепенно Павлу, Ниловна начинает сознавать и смысл тех идей, за которые ратует ее сын, начинает понимать, что эта борьба – смысл и ее жизни, потому что так она сможет молодым изменить их существование. Таким образом, тема революции в произведениях русских писателей освещена весьма неоднозначно, но это передает разноголосицу мнений, существующую в нашем обществе до сих пор. Так, В. Маяковский восторженно встречает революцию, считая, что все ее недостатки с лихвой покрывает грандиозная суть этого события. Блок более объективно и глубоко оценивает революцию 1917 года, акцентируя внимание на ее нравственно-моральном аспекте. Горький же связывает революционные события с развитием человеческой личности. В его освещении фигура Ниловны символически сближается с самой Россией, которая постепенно «приходит к пониманию» революции как возможности новой - светлой и счастливой – жизни для всех свои «детей».
Сочинение «Один день из жизни крестьянина»Крестьянин был в большой зависимости от господина. В средние века часто случались внешние и внутренние воины, которые разоряли крестьян и уничтожали все полученное нелегким трудом. Часто приходилось просить защиту у сеньора во время побегов и грабежей. Тогда земля переходила феодалу, а крестьянин становился земельно зависимым. Но были и те, которые вообще не имели личных прав.
Рассказ «Один день из жизни крестьянина» следует начать с условий проживания крестьян. Сеньор крестьянина проживал в замке на горе. Обычно его окружал лес, где было достаточно дичи для охоты хозяина. У подножья горы располагались деревни, которыми управлял сеньор.
Деревня состояла из 10-15 домов. С самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур.
Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие. Они не были застеклены, так как стекло было дорогим для крестьянина. Зимой небольшое отверстие в стене затыкали тряпкой. В зимний период скотина могла жить в доме с хозяином. Свечи стоили дорого, поэтому крестьянин мастерил в свободное время при естественных источниках освещения – солнце или луне. Женщины зимой занимались шитьем и пряжей.
День в крестьянской семье начинался очень рано. Нужно было успеть многое. Ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими при которых не было у него. Некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. Все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. Однако земля оставалась в собственности феодала. Очень рано пастухи гнали скот на пастбище. Сами хозяева коров и коз шли на работу в поле. Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни.
Один день из жизни крестьянина был намного тяжелее и суровее, чем привычная городская жизнь. Даже большой труд не гарантировал высокую урожайность. Иногда погодные условия сводили всю работу к нулю. Дополнительной угрозой могли стать уход хозяина и сыновей на войну, набеги лесных животных, вытаптывание урожая свитой феодала во время охоты, пожар или завистливые соседи напакостить. Земля обрабатывалась плугом, бороной и граблями. Урожайность была низкой – 2-3 объема от посеянного. Собранный урожай не позволял досыта накормить семью: большая часть уходила феодалу, часть сохранялась для посадки в следующем году, а оставшееся оставалось семье. Семья состояла из крестьянина с женой и почти десятком детишек разного возраста.
Еда на столе была очень однообразна и скудна – овощи, лепешки, каши, похлебки. Хлеб часто заканчивался задолго до сбора следующего урожая. Крестьянин экономил на всем. Что бы ни арендовать за высокую цену мельницу у сеньора, он толок зерна в деревянной ступе. Но иногда феодал мог издать указ об обязательном платном использовании только печей, мельниц и кузней хозяина.
В жаркий полдень крестьяне возвращались с поля домой. Женщины загоняли на место скот, кормят свиней и доят коров. Мужчины были одеты в рубахи, шерстяные шляпы, обуты в грубые толстые башмаки. Все они были грязные, потные, бородатые и загорелые от тяжелого труда на земле. К их возращению жены готовили полдник: суп да овощи с кашей. После полдника наступает полная тишина – все отдыхают. Родители спали на одной широкой кровати, а дети - на лавках у стены, покрытых тюфяками с сеном. Все дети были при деле. Старшие сыновья отцу на земле, дочери – матери справляться по хозяйству, а младшие – пасли гусей и смотрели за курами.
Отношение к этим событиям внутри самой России было далеко неоднозначным: имел место весь спектр мнений – от восторженного приятия революции до открытой ненависти как к самому перевороту, так и к тем, кто его совершал.
Литература того времени в полной мере передает эту разноголосицу мнений. Так, «великий пролетарский поэт» В.В. Маяковский, ставший трибуном Октябрьского переворота 1917 года, воспевает это событие в своих произведениях:
Тебе, …
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
Маяковский, как и многие, задается вопросом, чем обернется революция – «стройной постройкой, грудой развалин?» Ведь она противоречива и многолика: в ней есть и звериное, и детское, и копеечное, и великое. Однако ее суть от этого не умаляется: по мнению поэта, все недостатки революции окупаются тем, что она освободила рабочий люд, что она совершена во имя и для простого народа:
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
Не может не восхищать поэта и колоссальность этого события, его масштаб, грандиозная «наглость»: «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля». Маяковский уверен, что время оценит революцию по достоинству, и то, что обывателям кажется проклятьем, для человечества окажется благословением.
Поэт видит в революции грандиозный шанс «начать историю заново»: перекроить все «по своим шаблонам», оставить свой след в истории. С 1917 года он начинает другое летоисчисление. По мнению Маяковского, наследие веков должно быть перечеркнуто («Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним…»), новому времени требуется новое миропонимание, новая философия и эстетика («Из сердца старое вытри. Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры»).
Менее восторженно и, наверное, более объективно воспринимает революцию А. Блок. В своей поэме «Двенадцать» он изобразил ее как стихийную, разрушительную силу дотла уничтожить «старый мир».
Думаю, поэт во многом воспринимает революцию как историческую неизбежность: он понимает ее причины, чувствует ее необходимость. Блок не идеализирует «старый мир», который в его произведении представляет целая вереница героев. Все они описаны в иронических и даже сатирических тонах: буржуй, писатель-вития, барыня в каракуле, проститутки, бродяги.
Однако вполне объективно поэт смотрит и на представителей «нового мира» - красногвардейский патруль, состоящий из двенадцати солдат. Эти люди одержимы идей революции, готовы раздуть пожар на «всем белом свете»: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем…» Однако по своей сути это незрелые, неразвитые в нравственном отношении люди, даже внешне похожие на уголовников: «На спину б надо бубновый туз!» Они готовы на все – на грабежи, на разбой, даже на убийство (вспомним историю с Катькой).
Блок понимает всю опасность положения, в котором оказалась столь любимая им Россия. Именно поэтому, на мой взгляд, он «посылает» патрулю ангела-хранителя, самого «Исуса Христа». Этот образ символизирует страдания, которые придется пережить русскому народу и стране в целом, страх поэта за свою родину, его упование на лучшее: «В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос».
Одним из редких произведений в русской литературе, запечатлевшем события революции 1905 – 1907 гг., стал роман Горького «Мать». У этого писателя революция тесно связана с нравственным и духовным ростом личности. В центре повествования находится фигура простой необразованной женщины, забитой тяжелой судьбой - беспросветной работой, пьянством мужа, страхом за судьбу сына.
Однако события 1905 года, увлечение Павла революцией становятся толчком для новой жизни Ниловны. Сначала она радуется тому, что ее сын, которого захватили идеи пролетарской революции, не повторит судьбу отца. А постепенно Павлу, Ниловна начинает сознавать и смысл тех идей, за которые ратует ее сын, начинает понимать, что эта борьба – смысл и ее жизни, потому что так она сможет молодым изменить их существование.
Таким образом, тема революции в произведениях русских писателей освещена весьма неоднозначно, но это передает разноголосицу мнений, существующую в нашем обществе до сих пор. Так, В. Маяковский восторженно встречает революцию, считая, что все ее недостатки с лихвой покрывает грандиозная суть этого события. Блок более объективно и глубоко оценивает революцию 1917 года, акцентируя внимание на ее нравственно-моральном аспекте. Горький же связывает революционные события с развитием человеческой личности. В его освещении фигура Ниловны символически сближается с самой Россией, которая постепенно «приходит к пониманию» революции как возможности новой - светлой и счастливой – жизни для всех свои «детей».
Рассказ «Один день из жизни крестьянина» следует начать с условий проживания крестьян. Сеньор крестьянина проживал в замке на горе. Обычно его окружал лес, где было достаточно дичи для охоты хозяина. У подножья горы располагались деревни, которыми управлял сеньор.
Деревня состояла из 10-15 домов. С самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур.
Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие. Они не были застеклены, так как стекло было дорогим для крестьянина. Зимой небольшое отверстие в стене затыкали тряпкой. В зимний период скотина могла жить в доме с хозяином. Свечи стоили дорого, поэтому крестьянин мастерил в свободное время при естественных источниках освещения – солнце или луне. Женщины зимой занимались шитьем и пряжей.
День в крестьянской семье начинался очень рано. Нужно было успеть многое. Ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими при которых не было у него. Некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. Все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. Однако земля оставалась в собственности феодала. Очень рано пастухи гнали скот на пастбище. Сами хозяева коров и коз шли на работу в поле. Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни.
Один день из жизни крестьянина был намного тяжелее и суровее, чем привычная городская жизнь. Даже большой труд не гарантировал высокую урожайность. Иногда погодные условия сводили всю работу к нулю. Дополнительной угрозой могли стать уход хозяина и сыновей на войну, набеги лесных животных, вытаптывание урожая свитой феодала во время охоты, пожар или завистливые соседи напакостить. Земля обрабатывалась плугом, бороной и граблями. Урожайность была низкой – 2-3 объема от посеянного. Собранный урожай не позволял досыта накормить семью: большая часть уходила феодалу, часть сохранялась для посадки в следующем году, а оставшееся оставалось семье. Семья состояла из крестьянина с женой и почти десятком детишек разного возраста.
Еда на столе была очень однообразна и скудна – овощи, лепешки, каши, похлебки. Хлеб часто заканчивался задолго до сбора следующего урожая. Крестьянин экономил на всем. Что бы ни арендовать за высокую цену мельницу у сеньора, он толок зерна в деревянной ступе. Но иногда феодал мог издать указ об обязательном платном использовании только печей, мельниц и кузней хозяина.
В жаркий полдень крестьяне возвращались с поля домой. Женщины загоняли на место скот, кормят свиней и доят коров. Мужчины были одеты в рубахи, шерстяные шляпы, обуты в грубые толстые башмаки. Все они были грязные, потные, бородатые и загорелые от тяжелого труда на земле. К их возращению жены готовили полдник: суп да овощи с кашей. После полдника наступает полная тишина – все отдыхают. Родители спали на одной широкой кровати, а дети - на лавках у стены, покрытых тюфяками с сеном. Все дети были при деле. Старшие сыновья отцу на земле, дочери – матери справляться по хозяйству, а младшие – пасли гусей и смотрели за курами.