Основная причина заключалась в том, что отмена крепостного права проводилась в интересах помещиков и значительных изменений в жизнь крестьян не внесла; крепостное состояние было заменено на временнообязанное, баршина - на систему отработок. Консерватизм большей части помещиков и сохранение полукрепостнических отношений, а также малоземелье крестьян не позволяли сельскому хозяйству капитализироваться.
В городах же ( в основном это нечерноземье) активно развивалась промышленность, т. к. появились свободные рабочие руки (крестьяне, ушедшие из сёл) . Поэтому темпы изменений в городской и сельской жизни были настолько различными.
Корни мышления эпохи Просвещения следует искать отчасти в гуманизме Ренессанса, а также в деизме, сформировавшемся в Англии в XVII веке. Философские системы, которые во второй половине XVII столетия начали выдвигать иные идеи на смену прежней философской науке (Декарт, Локк, Лейбниц), также по-своему подготовили почву для эпохи Просвещения.
Правовые предпосылки.
В области правоведения новое направление намечают Гроций и Пуфендорф -- основоположники современного естественного права. Прежняя протестантская традиция также говорила о естественном праве или естественном законе. Но под ним понимали вложенное в сердце человека при сотворении знание о правильном пути; слабые остатки этого знания сохраняются после грехопадения. Таким образом, идея естественного закона рассматривалась в контексте откровения и библейского взгляда на человека. Естественное право эпохи Просвещения эмансипировано. Оно строится на представлении о том, что в человеческом разуме заложены определенные правовые принципы, составляющие общее для всех основание государственного правосудия. Мораль основана на автономном разуме. Нарушена связь между откровением и естественным законом.
Основная причина заключалась в том, что отмена крепостного права проводилась в интересах помещиков и значительных изменений в жизнь крестьян не внесла; крепостное состояние было заменено на временнообязанное, баршина - на систему отработок. Консерватизм большей части помещиков и сохранение полукрепостнических отношений, а также малоземелье крестьян не позволяли сельскому хозяйству капитализироваться.
В городах же ( в основном это нечерноземье) активно развивалась промышленность, т. к. появились свободные рабочие руки (крестьяне, ушедшие из сёл) . Поэтому темпы изменений в городской и сельской жизни были настолько различными.
Культурные предпосылки.
Корни мышления эпохи Просвещения следует искать отчасти в гуманизме Ренессанса, а также в деизме, сформировавшемся в Англии в XVII веке. Философские системы, которые во второй половине XVII столетия начали выдвигать иные идеи на смену прежней философской науке (Декарт, Локк, Лейбниц), также по-своему подготовили почву для эпохи Просвещения.
Правовые предпосылки.
В области правоведения новое направление намечают Гроций и Пуфендорф -- основоположники современного естественного права. Прежняя протестантская традиция также говорила о естественном праве или естественном законе. Но под ним понимали вложенное в сердце человека при сотворении знание о правильном пути; слабые остатки этого знания сохраняются после грехопадения. Таким образом, идея естественного закона рассматривалась в контексте откровения и библейского взгляда на человека. Естественное право эпохи Просвещения эмансипировано. Оно строится на представлении о том, что в человеческом разуме заложены определенные правовые принципы, составляющие общее для всех основание государственного правосудия. Мораль основана на автономном разуме. Нарушена связь между откровением и естественным законом.