Вики в гай гракх родился в семье тиберия семпрония гракха старшего икорнелии африканы, дочерисципиона африканского. гай рос без отца и воспитывался матерью. находился в хороших отношениях со старшим братом тиберием. плутарх, сравнивая братьев, отмечает более неровный и горячий характер гая[1]. известно, что гай «говорил грозно, страстно и зажигательно»[1]. цицеронвысоко ценил гая как оратора. он сожалел о гае, говоря, что «с его безвременной смертью и римское государство, и латинская словесность понесли невосполнимую потерю»[2], а также советовал марку бруту читать его речи[2]. отмечается, что гай как оратор был значительно более темпераментным — в частности, он первым из римлян стал расхаживать по ораторской трибуне и первым освободил руки от тоги для жестикуляции[1]. в то же время, гай «нередко во время речи терял над собою власть и, весь отдавшись гневу, начинал кричать, сыпать бранью, так что, в конце концов, сбивался и умолкал»[1]. однако гай сознавал этот свой недостаток и во время выступлений ставил за собой раба со свирелью, который начинал играть, когда гай начинал выступать чересчур эмоционально. по сообщению его биографаплутарха, гай долгое время избегал политики и не выступал перед народом, но однажды к нему во сне якобы явился погибший брат тиберий и сказал: «что же ты медлишь, гай? иного пути нет. одна и та же суждена нам обоим жизнь, одна и та же смерть в борьбе за благо народа! »[3]. в консульство марка эмилия лепида и луция аврелия ореста, то есть в 126 году до н. э., гай был квестором[3][4]. по жребию он отправился с консулом орестом насардинию, где участвовал в боях, а также улаживал возникавшие с местными жителями проблемы. сенат, видя в гае потенциального противника, задержал ореста на острове, однако около 124 года до н. э. гай возвратился в рим и после выдвижения против него обвинения в преждевременном отбытии с сардинии убедил народ в своей невиновности.
Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым. В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: 1) Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». 2) Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).