Причины войны за независимость английских колоний с метрополией (укажите семь правильных ответов).
Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:
введение гербового сбора
запрет переселяться за Аллеганские горы
запрет производства изделий из олова
запрет колонистам вступать в английскую армию
проникновение идей Просвещения
запрет производить сырьё
отсутствие представительства в английском парламенте
запрет производства изделий из железа
запрет католической религии
запрет свободной торговли
запрет пить индийский чай
запрет открывать мануфактуры
Франция – страна классического абсолютизма. В ней блестящего развития достигла государственно-правовая наука. Жаном Боденом и Карденом Лебре выдвинут и обоснован принцип королевского суверенитета, т.е. сосредоточения в руках монарха верховной законодательной власти. Несмотря на это абсолютный монарх обязан был строго следовать традиционной системе обычаев и привилегий, нарушать ее считалось допустимой лишь в случае крайней государственной необходимости. Теоретические посылки французского абсолютизма отражены в «Государственных максимах, или Политическом завещании» Ришелье. «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства», – писал Ришелье. Если можно сомневаться в буквальном смысле первого, то могущество абсолютистской власти он стремился утвердить всеми доступными Какие же это В главе XIII «О принципах управления» Ришелье пишет: «Наказание и вознаграждение суть два наиболее важные принципы для управления королевством». Наказание Ришелье ставит на первое место по сравнению с наградой, ибо поощрения, считает первый министр, забываются, а обиды – никогда. Социальная природа французского абсолютизма хорошо видна в главе III «О дворянстве». Дворянин по происхождению, Ришелье считал, что «дворянство следует рассматривать как один из главных нервов государства». Этот класс, с одной стороны, не нужно распускать, с другой же – следует всячески поддерживать, ибо он «богат только доблестью». Буржуазия, то есть финансисты, чиновники, юристы – класс вредный, но необходимый государству – полагает кардинал Ришелье. Что же касается народа, то «его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы». В тоже время, Ришелье считал, что «работа мула должна быть умерена, а тяжесть животного соразмеряется с его силой, то же самое должно быть соблюдаемо и относительно повинностей народа». Ришелье призывал монархов в тяжелые времена «воспользоваться благосостоянием богатых прежде, чем чрезмерно истощать бедняков». Последнее осталось лишь благим пожеланием уже в годы правления самого кардинала. Таким образом, «Политическое завещание» – это теоретическое обоснование абсолютизма в период его расцвета. Национальные особенности французского абсолютизма следующие: 1) высокая роль государственной бюрократии, вышедшей из дворянства «мантии»; 2) активная протекционистская политика, особенно в правлении Людовика XI, Франциска I, Генриха IV, Людовика XIII и его кардинала Ришелье; 3) активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов (участие в Итальянских войнах, Тридцатилетней войне); 4) отход от конфессионально ориентированной политики по мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта. В правлении Людовика XIV и далее это Просвещенный абсолютизм.
Абсолютизм во Франции. Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основ-ном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, кото-рый усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавля-ла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероис-поведания и богослужения в городах (кроме Парижа).
С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреж-дение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Гене-ральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распро-странение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других приви-легий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.
Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Го-сударство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрокра-тического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по госу-дарственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что подат-ные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).