Вторая промышленная революция, называемая также технологической революцией, — это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в. Началом ее считают внедрение бессемеровского выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией — распространение поточного производства и поточных линий. В 1860—1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.
Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом. В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.
В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях
Важное значение имело изменение энергетической базы производства. Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.
В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.
Началом ее считают внедрение бессемеровского выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией — распространение поточного производства и поточных линий. В 1860—1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.
Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом.
В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.
В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях
Важное значение имело изменение энергетической базы производства.
Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор.
Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.
В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.