При императоре Константине были заложены церковь Святой Софии, церковь Святой Ирины, церковь Святого Акакия у Золотого Рога и церковь Святого Мокия за пределами городской стены. Начать экскурсию нужно обязательно с собора Святой Софии, который является самым большим храмом в христианском мире и будет оставаться таковым на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнёс, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
"Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони " (Прокопий Кесарийский. О постройках).
Около Собора Софии расположена знаменитая Цистерна Базилика - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом. «Цистерна» переводится с греческого как «водохранилище». В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя — акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенных в 19 км к северу от города. Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I (306—337 гг.) и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения — 145 × 65 м, ёмкость — 80 000 м³ воды. Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты. Бо́льшая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, часть из них состоит из одной, другие из двух деталей, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны.
Также прогуляемся к знаменитому акведуку Валента. Акведук построен в период правления императора Валента приблизительно в 368—375 годах и являлся очень важным этапом в развитии водопроводной системы Константинополя — он соединил два холма города. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров. В наше время сохранившаяся часть акведука имеет длину 971 метр и максимальную высоту 20 метров (за счет поднятия уровня земли).
Эти достопримечательности наглядно показывают техническую мощь и славу Византии, ее великолепие и богатство.
Ладога - город в Волховском районе Ленинградской области. До 1703 года - село, с 1703 года - город Новая Ладога.
Возникший почти одновременно с Петербургом по воле одного и того же человека - Петра I, уездный центр сохранился гораздо хуже, чем Северная столица. Время по стенам храмов, накренило колокольни, вбило в землю старые домики.
Основание этого города свидетельствовало о стремлении славян к свободному выходу в Балтийское море, к свободной торговле, прямому общению людей Запада и Востока. В этом месте нашего Отечества впервые было установлено регулярное сообщение Руси с Северной и Западной Европой. Своим стремительным возвышением Ладога была обязана ключевому положению на евразийских Балтийско-Волжском и Балтийско-Черноморском торговых путях, которые пролегали по крупнейшим рекам Восточно-Европейской равнины, Волге и Днепру, и вели в Арабский халифат и Византию.
В течение многих веков Ладога защищала северные границы Руси и одновременно являлась средоточием тех факторов, которые повлияли на ход европейской истории. На примере города Ладоги можно проследить, как почти двенадцать веков тому назад усилиями многих народов, в первую очередь славян, скандинавов и финнов, создавалась единая Европа без границ и национальной разобщенности. Модель исторического развития Ладоги, "вольного" города, открытого, интегрированного с евробалтийским миром, актуальна и в наши дни.
В первые века своего развития Ладога стала известна в Европе как город международной значимости. Через Ладогу на кораблях везли меха, оружие, невольников, разнообразные украшения, ткани, предметы роскоши, утварь, пряности и благовония. Главным образом через страны Балтики в VIII—X веках получали основную в то время платежную единицу — арабские дирхемы. Ладога в то время была не только транзитным портом. Купцы-ладожане сами наладили торговлю с финскими соседями и более далекими племенами и народами. Вплоть до начала XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и военной крепостью на северных рубежах страны. Таким образом, историческое значение Ладоги заключалось в том, что ее основание и развитие обеспечило Руси свободный выход к Балтике и ее региону и закрепление за страной приневско-ладожских земель.
Именно в Ладоге впервые на территории Руси начали возводиться приходские крестовокупольные, с четырьмя столбами и тремя апсидами, храмы, распространившиеся затем повсеместно. Из шести воздвигнутых тогда храмов полностью сохранились два: церкви Успения Богородицы и Святого Георгия Победоносца. Храм Святого Георгия по пластической выразительности и изяществу архитектурных форм, по сохранности уникальной фресковой росписи может быть выдвинут в разряд памятников мирового значения. От живописного оформления интерьера храма сохранилось около ста пятидесяти квадратных метров. Многое утрачено, но и то, что уцелело, позволяет представить систему первоначальной росписи, созданной артелью незаурядных греческих и русских мастеров-художников.
При императоре Константине были заложены церковь Святой Софии, церковь Святой Ирины, церковь Святого Акакия у Золотого Рога и церковь Святого Мокия за пределами городской стены. Начать экскурсию нужно обязательно с собора Святой Софии, который является самым большим храмом в христианском мире и будет оставаться таковым на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнёс, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
"Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони " (Прокопий Кесарийский. О постройках).
Около Собора Софии расположена знаменитая Цистерна Базилика - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом. «Цистерна» переводится с греческого как «водохранилище». В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя — акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенных в 19 км к северу от города. Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I (306—337 гг.) и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения — 145 × 65 м, ёмкость — 80 000 м³ воды. Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты. Бо́льшая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, часть из них состоит из одной, другие из двух деталей, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны.
Также прогуляемся к знаменитому акведуку Валента. Акведук построен в период правления императора Валента приблизительно в 368—375 годах и являлся очень важным этапом в развитии водопроводной системы Константинополя — он соединил два холма города. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров. В наше время сохранившаяся часть акведука имеет длину 971 метр и максимальную высоту 20 метров (за счет поднятия уровня земли).
Эти достопримечательности наглядно показывают техническую мощь и славу Византии, ее великолепие и богатство.
Ладога - город в Волховском районе Ленинградской области. До 1703 года - село, с 1703 года - город Новая Ладога.
Возникший почти одновременно с Петербургом по воле одного и того же человека - Петра I, уездный центр сохранился гораздо хуже, чем Северная столица. Время по стенам храмов, накренило колокольни, вбило в землю старые домики.
Основание этого города свидетельствовало о стремлении славян к свободному выходу в Балтийское море, к свободной торговле, прямому общению людей Запада и Востока. В этом месте нашего Отечества впервые было установлено регулярное сообщение Руси с Северной и Западной Европой. Своим стремительным возвышением Ладога была обязана ключевому положению на евразийских Балтийско-Волжском и Балтийско-Черноморском торговых путях, которые пролегали по крупнейшим рекам Восточно-Европейской равнины, Волге и Днепру, и вели в Арабский халифат и Византию.
В течение многих веков Ладога защищала северные границы Руси и одновременно являлась средоточием тех факторов, которые повлияли на ход европейской истории. На примере города Ладоги можно проследить, как почти двенадцать веков тому назад усилиями многих народов, в первую очередь славян, скандинавов и финнов, создавалась единая Европа без границ и национальной разобщенности. Модель исторического развития Ладоги, "вольного" города, открытого, интегрированного с евробалтийским миром, актуальна и в наши дни.
В первые века своего развития Ладога стала известна в Европе как город международной значимости. Через Ладогу на кораблях везли меха, оружие, невольников, разнообразные украшения, ткани, предметы роскоши, утварь, пряности и благовония. Главным образом через страны Балтики в VIII—X веках получали основную в то время платежную единицу — арабские дирхемы. Ладога в то время была не только транзитным портом. Купцы-ладожане сами наладили торговлю с финскими соседями и более далекими племенами и народами. Вплоть до начала XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и военной крепостью на северных рубежах страны. Таким образом, историческое значение Ладоги заключалось в том, что ее основание и развитие обеспечило Руси свободный выход к Балтике и ее региону и закрепление за страной приневско-ладожских земель.
Именно в Ладоге впервые на территории Руси начали возводиться приходские крестовокупольные, с четырьмя столбами и тремя апсидами, храмы, распространившиеся затем повсеместно. Из шести воздвигнутых тогда храмов полностью сохранились два: церкви Успения Богородицы и Святого Георгия Победоносца. Храм Святого Георгия по пластической выразительности и изяществу архитектурных форм, по сохранности уникальной фресковой росписи может быть выдвинут в разряд памятников мирового значения. От живописного оформления интерьера храма сохранилось около ста пятидесяти квадратных метров. Многое утрачено, но и то, что уцелело, позволяет представить систему первоначальной росписи, созданной артелью незаурядных греческих и русских мастеров-художников.