Примерно за 100 лет до русской кампании Наполеона, шведское войско во главе с Карлом XII начало наступление на Россию. Что общего у шведского военного похода с русской кампанией Наполеона?
Процесс перехода тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Саяно-Алтая к цивилизации включал в себя не только становление государственных образований в различных исторических формах, складывание многоукладных натуральных хозяйственных систем, создание рунических письменностей (см.: Кызласов И.Л. 1994), но и существенные изменения в сфере традиционного религиозно-мифологического мировоззрения, которые привели к выходу архаических, ранних форм религии (анимизм, тотемизм, магия, «шаманство» и др. из стадии первобытности и переходу к стадии «кочевой» цивилизации (Абаев Н.В. 2006).
К ним относятся, прежде всего, утверждения в традиционном мировоззрении тюрко-монгольских народов в качестве системообразующего элемента тяготеющей к монотеизму религии, получившей в научной литературе наименование «тэнгрианство» (от тюрко-монгольского «тенгри» – «небо»). Наиболее глубокие корни «тэнгрианства» мы обнаруживаем в космогонических мифах тюрко-монгольских народов. В процессе исторического развития у тюрко-монгольских народов складывается дуальная религиозно- мировоззренческая система («небо» – «земля») как специфическая форма социальной самоорганизации (упорядочение «объективного» в сознании, на уровне субъективного духа). Из первоначального космического хаоса рождается определенный порядок, складывается картина религиозно-мировоззренческой упорядоченности, а также связанный с ней упорядоченность социального и природного бытия. Как считают Н.В.Абаев и В.Р. Фельдман, важнейшим критерием цивилизации вообще, в том числе и «кочевнической», является наличие качественно определенной духовности, выходящей за пределы своей первобытности (а затем и этничности), приобретая в процессе своего развития институционально оформленный интерэтнический, надплеменной или наднациональный характер, присущий таким мировым религиям, как тэнгрианство, которое еще в глубокой древности, по крайней мере в эпоху хунну (III в. до н.э.) или даже ранее, в период возникновения древне-арийской «кочевой» цивилизации в начале III тысячелетия до н.э. получило распространение по всей центральной части Евразии (см.: Абаев, 2006, с.1-2; Фельдман, 2006, с. 167-168).
Во всяком случае, уже в скифо-сарматский период в Центральной Азии и Саяно-Алтае, когда возникают самые ранние государственные образования «кочевников», различные формы тэнгрианства, в том числе и так называемая «религия ариев» (самая известная из них – древне-иранский зороастризм), приобретают характер национально-государственных религий. Исследования главного организатора данной конференции Л.В. Федоровой показали, что тюрко-монгольское тэнгрианство имеет тесные историко-генетические связи не только с «религией ариев» (древних иранцев, скифо-ариев Саяно-Алтая, саков и согдийцев Средней Азии и Восточного Туркестана, индо-ариев и др.), но и с тибетским бон, китайским культом Неба (Тянь), «авраамическими религиями» Передней Азии и т.д. (Федорова Л.В., 2007).
Так, якутская исследовательница отмечает, что «Тенгрианство – религия кочевников, протопредков туранцев, зародившаяся в недрах мировоззрения древних язычников, кем были все народы. Только созерцание земли – необъятных степных просторов, неба и моря с горных вершин могли родить в умах людей идею мироздания. И мировоззрение кочевников в нагорных степях тибетского плато послужило залогом рождения Тенгрианства, в последствии преобразованного в другие учения и постепенно забытого, превратившегося в давно утерянное Слово: «…Но только в глуши Транс-Гималаев – слишком обще называемых Тибетом – в наиболее недоступных местах пустынь и гор до сегодняшнего дня живет Эзотерический “Благой Закон” – “Печать Сердца” – во всей своей первоначальной чистоте. Разве Сведенборг был неправ, когда он сказал про забытое, давно утерянное Слово: Ищите его в Китае; возможно, что вы найдете его в Великой Татарии…». Сегодня потомки народов Великой Татарии – тюрки и монголы сохранили тенгри, тенгрианство и действительно, как предугадывал великий шведский ученый, философ, автор философских и космогонических концепций XVII в. Э.Сведенборг, утерянное Слово можно найти в их истории и памяти и это слово есть «Тенгри (с вариантами тенгир, тэнгэр, тегир)». Очевидно и то, что тенгрианство – праматерь зороастризма, индуизма, иудаизма, буддизма, христианства и ислама. Тенгрианство должно быть признано как основа духовного наследства мировой цивилизации во имя самой цивилизации.
Долг науки – обоснование этого утверждения» (Федорова, 2008, Интернет).
В середине XVI века на японских островах завязалась оживленная торговля с европейцами. В 1542 году тампоявились португальцы, а в 1580-м — испанцы. В Японию европейские купцы, пираты и миссионерыпривозили изделия из Китая (главным образом, шёлк), европейское огнестрельное оружие. Оттуда жевывозилось золото, серебро и невольники. Появившись в Японии вместе с купцами иезуиты (ФранцискКсаверий и др.) стали проповедовать католичество, имевшее вначале успех. Феодалы о. Кюсю не толькопринимали у себя иезуитов, давали им разрешение на свободную проповедь, на открытие школ и церквей,но и более того — принимали христианство сами и обращали в него своих вассалов. Они надеялисьпривлечь в свои порты побольше торговых кораблей, а главное — увеличить запасы необходимого имогнестрельного оружия. И сама поддержка европейцев могла сыграть большую роль в их борьбе с другимифеодалами.Появление европейцев на японских островах не только обострению междоусобных войнфеодалов, давало толчок развитию морской торговли, но и вызывало опасность подчинения Японииевропейскими колонизаторами, ведь испанцы и португальцы принимали участие в междоусобных войнах настороне южных феодалов. В реальности европейской угрозы японцы могли убедиться на примерезахваченных испанцами Филиппин. Существовала также и ощутимая опасность от маньчжуров, подчинившихсвоей власти Китай и Корею.Главной причиной закрытия страны стало внутреннее положение в стране. Развитие внешней торговли в XV—XVI вв. вызвало рост прослойки богатых горожан в морских портах. Их влияние, обусловленное огромнымибогатствами, стало настолько значительным, что грозило подорвать и сами устои феодального строя.Поэтому феодалам для сохранения своего положения было необходимо нанести удар могуществу этойторговой буржуазии — запретить ей заниматься внешней торговлей. Торговля с иностранцами быламонополизирована компанией, не только созданной и контролируемой правительством сёгуна, но иорганизованной с прямым участием правительства в качестве пайщика, а это лишало источника обогащенияи торговое сословие, и южных феодалов.Борьба сёгуната против иностранного влиянияЯпонское изображениебританского фрегата«Фаэтон», посетившегоНагасаки в 1808 г.После смещения чиновников, виновных в связях с иностранцами, и подтверждения указа о запрещениимиссионерской деятельности токугавское правительство перешло к решительным действиям — несколькохристиан были казнены, а в 1614 году особым указом было введено полное и безоговорочное запрещениеиноземной религии. В 1630 году прекращён ввоз европейских книг, а также китайских, где имелось малейшееупоминание о христианстве.Под страхом смертной казни с 1636 года японцам запрещалось покидать территорию своей страны безособой правительственной санкции, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний.Иностранные же купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей.После подавления симабарского восстания крестьян-католиков сёгунат рядом указов окончательно«закрывает» страну для иностранцев, стремясь пресечь любое иностранное влияние. В 1638 году по указуТокугава из страны высылаются все португальцы, на испанцев репрессии были распространены ещёраньше. Все контакты с западным миром были монополизированы голландцами-кальвинистами, особоеположение которых в стране было обеспечено их в подавлении восстания католиков. Два раза вгод был разрешён заход корейских и китайских судов лишь в один порт в стране — Нагасаки.Сведения о западных науках и культуре проникали в Японию под видом рангаку через голландскую торговуюфакторию на насыпном островке Дедзима в гавани Нагасаки. Изоляционистская политика позволяла сёгунамнадзирать за торговлей с Кореей и Китаем, сводить к минимуму миссионерскую деятельность католическихсвященников и не допускать колонизации островов европейцами.Своеобразной брешью в устройстве сакоку были визиты в Японию русских торговцев и мореплавателей —таких, как Павел Лебедев-Ласточкин (1778), Николай Резанов (1807) и Василий Головнин (1811); последнийиз них был задержан на острове Кунашир и провёл в японском плену два года. Недовольство правительствавызывали также участившиеся случаи захода в японские гавани английских (фрегат «Фаэтон») и французских(Лаперуз) судов. Это привело к ужесточению политики сакоку.Крах политики СакокуВ 1825 году вышел указ, требовавший открывать стрельбу по любому западному кораблю, который появитсявблизи японских берегов.Сочетание внешних факторов привело в середине XIX века к росту интереса европейских стран, и особенноСША, к открытию торговли с Японией[1]:Открытие в 1842 году цинского Китая для торговли с Европой и США[2], вкупе с присоединением Калифорниик США в 1850, создало постоянный поток морских перевозок между Северной Америкой и Азией.Дополнительно, китобойная индустрия США, успешно развертывавшая свои операции в северной частиТихого океана с середины 18 века, нуждалась в безопасных гаванях в случаях кораблекрушений, инадежных станциях дозаправки;Происходивший параллельно переход от парусного флота к паровому, основанному на сжигании угля,привел к росту потребности американских торговцев в промежуточных базах, где торговые суда моглидозагрузиться углем и провизией во время длительного перехода из США в Китай. Сочетание выгодногогеографического положения и слухов о наличии значительных запасов угля в Японии сделали открытиеяпонских портов для торговли с США приоритетным в глазах американского правительства;Наконец, постоянный поток американских моряков, оказавшихся на берегах Японии из-за кораблекрушенийи подвергавшихся плохому обращению со стороны японцев, побуждал правительство США к установлениюпрямых дипломатических отношений с Японией.
Процесс перехода тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Саяно-Алтая к цивилизации включал в себя не только становление государственных образований в различных исторических формах, складывание многоукладных натуральных хозяйственных систем, создание рунических письменностей (см.: Кызласов И.Л. 1994), но и существенные изменения в сфере традиционного религиозно-мифологического мировоззрения, которые привели к выходу архаических, ранних форм религии (анимизм, тотемизм, магия, «шаманство» и др. из стадии первобытности и переходу к стадии «кочевой» цивилизации (Абаев Н.В. 2006).
К ним относятся, прежде всего, утверждения в традиционном мировоззрении тюрко-монгольских народов в качестве системообразующего элемента тяготеющей к монотеизму религии, получившей в научной литературе наименование «тэнгрианство» (от тюрко-монгольского «тенгри» – «небо»). Наиболее глубокие корни «тэнгрианства» мы обнаруживаем в космогонических мифах тюрко-монгольских народов. В процессе исторического развития у тюрко-монгольских народов складывается дуальная религиозно- мировоззренческая система («небо» – «земля») как специфическая форма социальной самоорганизации (упорядочение «объективного» в сознании, на уровне субъективного духа). Из первоначального космического хаоса рождается определенный порядок, складывается картина религиозно-мировоззренческой упорядоченности, а также связанный с ней упорядоченность социального и природного бытия. Как считают Н.В.Абаев и В.Р. Фельдман, важнейшим критерием цивилизации вообще, в том числе и «кочевнической», является наличие качественно определенной духовности, выходящей за пределы своей первобытности (а затем и этничности), приобретая в процессе своего развития институционально оформленный интерэтнический, надплеменной или наднациональный характер, присущий таким мировым религиям, как тэнгрианство, которое еще в глубокой древности, по крайней мере в эпоху хунну (III в. до н.э.) или даже ранее, в период возникновения древне-арийской «кочевой» цивилизации в начале III тысячелетия до н.э. получило распространение по всей центральной части Евразии (см.: Абаев, 2006, с.1-2; Фельдман, 2006, с. 167-168).
Во всяком случае, уже в скифо-сарматский период в Центральной Азии и Саяно-Алтае, когда возникают самые ранние государственные образования «кочевников», различные формы тэнгрианства, в том числе и так называемая «религия ариев» (самая известная из них – древне-иранский зороастризм), приобретают характер национально-государственных религий. Исследования главного организатора данной конференции Л.В. Федоровой показали, что тюрко-монгольское тэнгрианство имеет тесные историко-генетические связи не только с «религией ариев» (древних иранцев, скифо-ариев Саяно-Алтая, саков и согдийцев Средней Азии и Восточного Туркестана, индо-ариев и др.), но и с тибетским бон, китайским культом Неба (Тянь), «авраамическими религиями» Передней Азии и т.д. (Федорова Л.В., 2007).
Так, якутская исследовательница отмечает, что «Тенгрианство – религия кочевников, протопредков туранцев, зародившаяся в недрах мировоззрения древних язычников, кем были все народы. Только созерцание земли – необъятных степных просторов, неба и моря с горных вершин могли родить в умах людей идею мироздания. И мировоззрение кочевников в нагорных степях тибетского плато послужило залогом рождения Тенгрианства, в последствии преобразованного в другие учения и постепенно забытого, превратившегося в давно утерянное Слово: «…Но только в глуши Транс-Гималаев – слишком обще называемых Тибетом – в наиболее недоступных местах пустынь и гор до сегодняшнего дня живет Эзотерический “Благой Закон” – “Печать Сердца” – во всей своей первоначальной чистоте. Разве Сведенборг был неправ, когда он сказал про забытое, давно утерянное Слово: Ищите его в Китае; возможно, что вы найдете его в Великой Татарии…». Сегодня потомки народов Великой Татарии – тюрки и монголы сохранили тенгри, тенгрианство и действительно, как предугадывал великий шведский ученый, философ, автор философских и космогонических концепций XVII в. Э.Сведенборг, утерянное Слово можно найти в их истории и памяти и это слово есть «Тенгри (с вариантами тенгир, тэнгэр, тегир)». Очевидно и то, что тенгрианство – праматерь зороастризма, индуизма, иудаизма, буддизма, христианства и ислама. Тенгрианство должно быть признано как основа духовного наследства мировой цивилизации во имя самой цивилизации.
Долг науки – обоснование этого утверждения» (Федорова, 2008, Интернет).
Объяснение:
Вроде, всё.