Отношения России с ещё одной мусульманской державой – Персией – были более дружественными. Это во многом объяснялось сложными отношениями между Персией и Турцией. В Персию часто отправлялись русские купцы. Персидский шах выделял царю Михаилу Фёдоровичу заём и подарил роскошный трон.
Наследник Михаила Федоровича Алексей был активнее отца на международной арене. И хотя основные его интересы находились на западе, ему пришлось столкнуться с вызовами и в других регионах.
Отношения с Османской империей в 17 веке.
Русско – турецкая война. Присоединение Левобережной Украины к России привело к первой в истории русско-турецкой войне 1676-1681 гг. Турецкий султан Мехмед IV провозгласил украинским гетманом Юрия Хмельницкого и летом 1677 отправил на Украину стотысячную турецко-татарскую армию, которая осадила крепость Чигирин, защищавшую дорогу на Киев. Подошедшее в конце августа русско-украинское войско разгромило силы янычар и татар под Бужином и заставило их отступить. В 1678 году турки и татары вновь осадили Чигирин. После ожесточённых боёв город пал. Затяжная война была крайне разорительна для обеих сторон.
Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетие начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились и углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.
Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.
В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия.
Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.
Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.
Отношения с Персией.
Отношения России с ещё одной мусульманской державой – Персией – были более дружественными. Это во многом объяснялось сложными отношениями между Персией и Турцией. В Персию часто отправлялись русские купцы. Персидский шах выделял царю Михаилу Фёдоровичу заём и подарил роскошный трон.
Наследник Михаила Федоровича Алексей был активнее отца на международной арене. И хотя основные его интересы находились на западе, ему пришлось столкнуться с вызовами и в других регионах.
Отношения с Османской империей в 17 веке.
Русско – турецкая война. Присоединение Левобережной Украины к России привело к первой в истории русско-турецкой войне 1676-1681 гг. Турецкий султан Мехмед IV провозгласил украинским гетманом Юрия Хмельницкого и летом 1677 отправил на Украину стотысячную турецко-татарскую армию, которая осадила крепость Чигирин, защищавшую дорогу на Киев. Подошедшее в конце августа русско-украинское войско разгромило силы янычар и татар под Бужином и заставило их отступить. В 1678 году турки и татары вновь осадили Чигирин. После ожесточённых боёв город пал. Затяжная война была крайне разорительна для обеих сторон.
Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетие начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились и углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.
Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господства монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.
В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия.
Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.
Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.