Боги в письменной традиции. Около полутора миллионов клинописных текстов – глиняных табличек – хранится сейчас в музеях мира, в том числе в Эрмитаже, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Многие из них содержат отрывки мифов, рассказы о том, каким богам поклонялись, какие в их честь совершали ритуалы, праздники, жертвоприношения. В них обнаружены списки богов, названные в порядке их «старшинства» и значимости функций; молитвенные и магические гимны и заклинания.
Верховные боги. Из текстов ясно, что в 4–1 тысячелетии до н.э. у народов Двуречья верховными богами считались Ану, Энлиль, Эа. Ану отождествлялся с небом, был его покровителем – богом небес. Некоторые народы считали его отцом богов. Он имел небесных воинов . Другие народы считали владыкой небес Энлиля. Он был добрым богом, решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрел колесо, мотыгу и плуг – главные орудия труда земледельцев Двуречья. Бог Эа почитался как бог моря, покровитель вод. О нем знали и как о боге-покровителе заклинателей, боге тайной мудрости, которую невозможно отыскать, потому что она находится глубоко под землей. Он почитался, кроме того, как создатель письма, искусств и ремесел. Бог Эа мог сообщать свои помыслы людям через их сны.
главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит по всему миру. Хаммурапи написал знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. Фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти – жезл и магическое кольцо, стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции.
Печати. Большое распространение получили резные цилиндрические печати. На них чаще всего изображались боги и герои сказания о Гильгамеше. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они оставляли очень глубокий и прочный оттиск, сохранявшийся в глине навсегда. Например, в Британском музее Лондона хранится оттиск печати, которой больше 4,5 тысяч лет. На нем изображены Шамаш, Иштар и другие боги. Оттиск, примерно того же времени, на котором изображено поклонение богу Ану, хранится в национальном музее в Дамаске.
Александр Македонский и Мардук. В Двуречье один из величайших городов древности – Вавилон, «дожил» до времен Александра Македонского. Великий полководец разбив персов, в одном из очередных сражений при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н.э. в Вавилон, где короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра, Вавилон должен был стать одной из столиц его империи; в Вавилоне он и умер через несколько лет, 13 июня 323 г. до н.э., вернувшись из восточного похода.
Но еще большую известность приобрели найденные в Двуречье глиняные таблицы, стелы и рельефы, рассказывающие нам о том, какую жизнь получили в искусстве и истории мифологические боги шумеров и аккадцев, а также более поздних обитателей этих древних мест.
Престиж, высокое положение в обществе, зачастую подкрепленное материальным благополучием, позволяли русской аристократии вести праздный образ жизни. Общественное безделье – так можно охарактеризовать главное занятие дворянской знати.
Быт родословных семей, казалось, был привязан только к светским приемам. Дома, в которых жила аристократия, были просторными и богато украшенными. На их оформление уже начинает влиять западное веяние просветительского абсолютизма.
В каждом доме были библиотеки, наполнены книгами западных авторов. Гостиная представляла собой широкий зал, часто с камином. Но все старания знати обустроить для себя красивое жилище, заключалось не в желании достичь комфорта, а в первую очередь - не упасть лицом в грязь перед высшим светом, так как в домах очень часто проводились светские приемы и балы.
Однако праздность высшего общества принесла и свои положительные плоды – понятия чести, нравов и образованности, которые были культом дворянства, смогли значительно поднять культуру России. Начальное образование маленьким детям давали специально нанятые учителя- иностранцы.
Позже, по достижению 15-17 лет их отдавали в учебные заведения закрытого типа, где юношей обучали военной стратегии, а девушек – преимущественно правилам хорошего тона и основам семейной жизни.
Распределение семейных обязанностей было довольно размытым. У мужчин не было потребности зарабатывать деньги, так как зачастую на праздную жизнь хватало стабильных доходов от имущества, основной функцией женщины было скорее не воспитание детей, а поиск выгодной партии для них, который начинался фактически с младенчества ребенка.
Боги в письменной традиции. Около полутора миллионов клинописных текстов – глиняных табличек – хранится сейчас в музеях мира, в том числе в Эрмитаже, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Многие из них содержат отрывки мифов, рассказы о том, каким богам поклонялись, какие в их честь совершали ритуалы, праздники, жертвоприношения. В них обнаружены списки богов, названные в порядке их «старшинства» и значимости функций; молитвенные и магические гимны и заклинания.
Верховные боги. Из текстов ясно, что в 4–1 тысячелетии до н.э. у народов Двуречья верховными богами считались Ану, Энлиль, Эа. Ану отождествлялся с небом, был его покровителем – богом небес. Некоторые народы считали его отцом богов. Он имел небесных воинов . Другие народы считали владыкой небес Энлиля. Он был добрым богом, решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрел колесо, мотыгу и плуг – главные орудия труда земледельцев Двуречья. Бог Эа почитался как бог моря, покровитель вод. О нем знали и как о боге-покровителе заклинателей, боге тайной мудрости, которую невозможно отыскать, потому что она находится глубоко под землей. Он почитался, кроме того, как создатель письма, искусств и ремесел. Бог Эа мог сообщать свои помыслы людям через их сны.
главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит по всему миру. Хаммурапи написал знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. Фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти – жезл и магическое кольцо, стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции.
Печати. Большое распространение получили резные цилиндрические печати. На них чаще всего изображались боги и герои сказания о Гильгамеше. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они оставляли очень глубокий и прочный оттиск, сохранявшийся в глине навсегда. Например, в Британском музее Лондона хранится оттиск печати, которой больше 4,5 тысяч лет. На нем изображены Шамаш, Иштар и другие боги. Оттиск, примерно того же времени, на котором изображено поклонение богу Ану, хранится в национальном музее в Дамаске.
Александр Македонский и Мардук. В Двуречье один из величайших городов древности – Вавилон, «дожил» до времен Александра Македонского. Великий полководец разбив персов, в одном из очередных сражений при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н.э. в Вавилон, где короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра, Вавилон должен был стать одной из столиц его империи; в Вавилоне он и умер через несколько лет, 13 июня 323 г. до н.э., вернувшись из восточного похода.
Но еще большую известность приобрели найденные в Двуречье глиняные таблицы, стелы и рельефы, рассказывающие нам о том, какую жизнь получили в искусстве и истории мифологические боги шумеров и аккадцев, а также более поздних обитателей этих древних мест.
Престиж, высокое положение в обществе, зачастую подкрепленное материальным благополучием, позволяли русской аристократии вести праздный образ жизни. Общественное безделье – так можно охарактеризовать главное занятие дворянской знати.
Быт родословных семей, казалось, был привязан только к светским приемам. Дома, в которых жила аристократия, были просторными и богато украшенными. На их оформление уже начинает влиять западное веяние просветительского абсолютизма.
В каждом доме были библиотеки, наполнены книгами западных авторов. Гостиная представляла собой широкий зал, часто с камином. Но все старания знати обустроить для себя красивое жилище, заключалось не в желании достичь комфорта, а в первую очередь - не упасть лицом в грязь перед высшим светом, так как в домах очень часто проводились светские приемы и балы.
Однако праздность высшего общества принесла и свои положительные плоды – понятия чести, нравов и образованности, которые были культом дворянства, смогли значительно поднять культуру России. Начальное образование маленьким детям давали специально нанятые учителя- иностранцы.
Позже, по достижению 15-17 лет их отдавали в учебные заведения закрытого типа, где юношей обучали военной стратегии, а девушек – преимущественно правилам хорошего тона и основам семейной жизни.
Распределение семейных обязанностей было довольно размытым. У мужчин не было потребности зарабатывать деньги, так как зачастую на праздную жизнь хватало стабильных доходов от имущества, основной функцией женщины было скорее не воспитание детей, а поиск выгодной партии для них, который начинался фактически с младенчества ребенка.