1) Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:
"Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует"; "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить"; "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".
Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. 2)В городах закончилась власть воевод, которых назначал царь. Теперь в городах главными были бурмистры или бурмистерские палаты, которые избирали сами горожане. Однако все бурмистры и бурмистерские палаты подчинялись Главному магистрату и были ответственны скорее перед ним, чем перед горожанами.
1. Реформа органов Центрального управления Петра I состояла в упразднении приказной системы и внедрении коллежской. Приказная система состояла из большого количества излишне бюрократизированных приказов, места в которых часто доставались некомпетентным дворянам за одно лишь происхождение. Коллежская система состояла из намного меньшего числа коллегий (их было всего 9), и должности в коллегиях доставались только за службу.
2. Указ о единонаследии был направлен на то, чтобы ликвидировать равный раздел вотчин между наследниками, а также упростить систему землевладения, слив понятия вотчины и поместья. Дробление вотчин приводило к обеднению дворянского сословия, "земельному оскудению". Петр I ввел для всех землевладельцев ту же систему наследования, что и для царского престола - по завещанию, назначению наследника.
3. Областная реформа была направлена на то, чтобы оптимизировать местные органы самоуправления. До реформы, в стране насчитывалось огромное количество небольших административных единиц - уездов, многие из которых совпадали по границам со старыми феодальными уделами. Управление таким большим количеством уездов было очень неудобным, для каждого требовался отдельный чиновничий аппарат - уездный воевода с его заместителями - товарищами. Петр I создал восемь губерний - Казанскую, Архангельскую, Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Азовскую и Сибирскую (КАМИКСАС). Чиновничий аппарат присутствовал только в восьми экземплярах - по одному на губернию, управление же уездами внутри губерний (провинциями) было сильно упрощено и переведено в ведение губерний.
4. Городская реформа была направлена на то, чтобы придать городам право выбирать себе градоначальников - магистров. Тем самым благодаря этому новому праву городов развивалось местное самоуправление.
5. Церковная реформа была направлена на то, чтобы отменить патриаршество и, вместе с ним, самоуправление церкви. Главой церкви был объявлен, по протестанстскому образцу, сам Пётр I, а для управления церковными делами было создано государственное министерство - Святейший Синод. Тем самым начался синодальный период в истории Русской Православной Церкви, который продолжался до восстановления патриаршества в 1917 году.
1) Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:
"Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует";
"Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить";
"Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".
Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.
2)В городах закончилась власть воевод, которых назначал царь. Теперь в городах главными были бурмистры или бурмистерские палаты, которые избирали сами горожане. Однако все бурмистры и бурмистерские палаты подчинялись Главному магистрату и были ответственны скорее перед ним, чем перед горожанами.
1. Реформа органов Центрального управления Петра I состояла в упразднении приказной системы и внедрении коллежской. Приказная система состояла из большого количества излишне бюрократизированных приказов, места в которых часто доставались некомпетентным дворянам за одно лишь происхождение. Коллежская система состояла из намного меньшего числа коллегий (их было всего 9), и должности в коллегиях доставались только за службу.
2. Указ о единонаследии был направлен на то, чтобы ликвидировать равный раздел вотчин между наследниками, а также упростить систему землевладения, слив понятия вотчины и поместья. Дробление вотчин приводило к обеднению дворянского сословия, "земельному оскудению". Петр I ввел для всех землевладельцев ту же систему наследования, что и для царского престола - по завещанию, назначению наследника.
3. Областная реформа была направлена на то, чтобы оптимизировать местные органы самоуправления. До реформы, в стране насчитывалось огромное количество небольших административных единиц - уездов, многие из которых совпадали по границам со старыми феодальными уделами. Управление таким большим количеством уездов было очень неудобным, для каждого требовался отдельный чиновничий аппарат - уездный воевода с его заместителями - товарищами. Петр I создал восемь губерний - Казанскую, Архангельскую, Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Азовскую и Сибирскую (КАМИКСАС). Чиновничий аппарат присутствовал только в восьми экземплярах - по одному на губернию, управление же уездами внутри губерний (провинциями) было сильно упрощено и переведено в ведение губерний.
4. Городская реформа была направлена на то, чтобы придать городам право выбирать себе градоначальников - магистров. Тем самым благодаря этому новому праву городов развивалось местное самоуправление.
5. Церковная реформа была направлена на то, чтобы отменить патриаршество и, вместе с ним, самоуправление церкви. Главой церкви был объявлен, по протестанстскому образцу, сам Пётр I, а для управления церковными делами было создано государственное министерство - Святейший Синод. Тем самым начался синодальный период в истории Русской Православной Церкви, который продолжался до восстановления патриаршества в 1917 году.