Общественный и нравственный быт гомеровской Греции находится на низкой ступени развития; пылкость физических страстей, гнев, ненависть, любовь к грабежу, мщение вовлекают людей в насилия и убийства. Но есть и гуманные чувства, есть, хотя еще неразвитые, но живые понятия о праве, нравственности, религиозных обязанностях. Военное дело и подобная ему охота, на которой тоже встречались опасности, считались в гомеровской Греции единственными занятиями, достойными благородного человека. Уважением пользуется только храбрый воин. Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли». Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.
Дyлaт Бaбaтaeв «Ocиeт-нaмe»("Завещание"),
Шopтaнбaй Kaнaeв сборник «Шopтaнбaйдын бaлa зapы» («Плaч дитяти Шopтaнбaя»), cтиxoтвopeния «Пpaoтeц нaш пpopoк Aдaм», «Bce извecтнo eдинoмy aллaxy»,
Махамбет Утемисов стихи и песни: "Проклятие Жангиру", "Султану Баймагамбету", "Война". "Исатай - сын Таймана", "Великая мечта",
Суюнбай Аронулы «Батыр Утеген», «Батыр Сураншы», «Батыр Саурык»,
Актамберды Жырау "Ржащий конь", "Не шути со мной ханума", " Время мое было трудное",
Татикара "Сундучный живот", "Широкий желудок", "Вчера у застойной воды",
Ж. Аймаутова "Рабига", "Карьеристы", "Канапия-Шарбану",
М. Ауэзова "Енлик-Кебек", "Байбише-токал", "Каракоз",
С. Сейфуллина "На пути к счастью", "Красные соколы",
Б. Майлина "Мулла Шаншар", "Школа", "Заключения брака", "Очки",
Ж. Шанина "Батыр Аркалык",
К. Кеменгерова "Золотое кольцо",
Ж. Тлепбергенова "Перизат-Рамазан"
Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли».
Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.