Международные отношения в xvi— xviii вв.: 1. почему происходили международные конфликты? 2. тридцатилетняя война — первая общеевропейская война и последняя из религиозных войн. 3. ход войны. состояние вооружения. военная система. «армия кормит себя сама». 4. тяжелые последствия войны для европейского населения. 5. условия и значения вестфальского мира. возможная личностно значимая проблема: понимание бесчеловечности войн и их непригодности в качестве средства для разрешения конфликтов планируемые результаты изучения материала учащиеся узнают, что тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами европы, к распаду священной римской империи германской нации, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения германии; что ситуация в европе определялась усилением франции и ослаблением габсбургов методы обучения и формы организации учебной деятельностипроблемный или частично поисковый метод. варианты познавательных и проблемных : 1. как вы считаете, была ли тридцатилетняя война войной за «чистоту веры» или ее цели выходили за рамки чисто религиозных ? свою точку зрения аргументируйте. 2. говорят, что тридцатилетняя война «завершила собой целую эпоху». как вы думаете, о какой эпохе идет речь? прокомментируйте эту точку зрения. 3. считают, что вестфальский мир установил в европе новую систему международных отношений. что они имеют в виду? прокомментируйте эту точку зрения. форма урока: комбинированный урок или урок с элементами лабораторной работы и сообщениями учащихся. приемы деятельности учителя: объяснение (причины международных конфликтов), сюжетный повествовательный рассказ (ход военных действий), картинное описание (бедствия войны), обучение решению учебных развитие умений учащихся учатся самостоятельно готовить сообщения по заданной теме (о развитии военного дела, о бедствиях войны) и предъявлять результаты своей деятельности; учатся слушать сообщения одноклассников и выделять главное; самостоятельно работают с текстом учебника и картой, выделяют главное (значение вестфальского мира), учатся решать учебные проблемы и предъявлять их решение основные понятия и термины коалиция, батальон источники информации: школьные и внешкольныеучебник, § 18. карты «европа в xvii в.», «европа в xviii в.». образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной : энциклопедия для детей: всемирная .— м.: аванта +, 1995.— т. 1.— с. 496—501. дюпюи р.-э., дюпюи т.-н. всемирная войн.— спб.; м.: полигон — аст, 1997.— книга вторая.— с. 459—471. ф. шиллер.лагерь валленштейна; смерть валленштейна; драмы; стихотворения. репродукции: теодор де бри. прощание солдата в 1600 г.; гравюра павла понция с картины ван дейка. густав адольф, король шведский; валленштейн (гравюра на меди); высадка густава адольфа; смерть густава адольфа в битве при люцене; эгерское убийство. все указанные иллюстрации представлены в книге: егер о. всемирная : новая .— спб.; м.: полигон — аст, 1999
неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. в переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества xvi-xvii вв. абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
в абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в xvi веке в связи с реформацией и религиозными войнами. установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.
когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое: и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
становление абсолютизма в xvi в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного . однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в xvii-xviii вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.
обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине xviii в., когда глубокий кризис феодальной системы к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. крайнего предела достиг судебно-административный произвол. символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные , охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".
неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. в переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества xvi-xvii вв. абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
в абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в xvi веке в связи с реформацией и религиозными войнами. установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.
когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое: и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
становление абсолютизма в xvi в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного . однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в xvii-xviii вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.
обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине xviii в., когда глубокий кризис феодальной системы к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. крайнего предела достиг судебно-административный произвол. символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные , охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".