Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
- железный век (с 1 тысячелетия до н.э.).
Первобытно-общинный строй – наиболее ранняя стадия развития человеческого общества и приходится на каменный и бронзовый века. Древнейший человек в своей эволюции несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры.
Каменный век занял значительный временной отрезок, который делится, в свою очередь на три крупных периода – палеолит, мезолит, неолит. Именно тогда человек собственно и стал человеком – мыслящим, разумным существом к абстракциям, преодолевшим животные инстинкты.
Эпоха палеолита – это эпоха древнего камня. Именно тогда совершился переход наших предков к прямохождению, а руки, освобожденные для новых операций, создали первые примитивные орудия труда из камня.
Древний каменный век, или палеолит делится на 3 длительных хронологических периода:
- ранний палеолит (дошелль, шелль, ашелль) – с 2,6 миллионов до 140 тысяч лет назад;
- Средний палеолит (поздний ашелль и мустье) – 140 – 40 тысяч лет назад;
- Поздний палеолит (ориньяк, соллютре, мадлен) – 40 – 10 тысяч лет назад.
На территории Казахстана очень много памятников эпохи палеолита. Два миллиона лет назад на территории Казахстана сложился новый тип климата, начался период антропогена, сформировался рельеф, в чем-то похожий на нынешний мелкосопочник. Климат был теплым и влажным, что росту богатой субтропической растительности. На основе геологических находок мы знаем животный мир, населявший территорию Казахстана в эпоху палеолита: верблюды-пребактерианы, мастодонты, шерстистые носороги, южные лесные слоны, лошадь Стенона, олени-маралы, бизоны, сайгаки.
Таким образом, появление человека на нашей территории пришлось на ранний или нижний палеолит, судя по находкам археологов в Южном Казахстане (в районе хребта Каратау), у поселков Конырдек, Борыказган, Танирказган. В это время отступали льды первого оледенения, которые при таянии превращались в реки, несшиеся вниз с гор, прокладывая русла в толще галечника. Речная галька стала одним из первых источников для изготовления первых простейших каменных орудий – рубил, скребков и других. Именно в нижнем палеолите техника обработки камня получила название «техника оббивки» или «галечная культура», поскольку сырьем в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька.
Археологические находки дают основания считать, что редкое в палеолите население Казахстана распадалось на десятки замкнутых общин. На территории Казахстана памятники позднего палеолита находятся в районе северного Прибалхашья, на склонах горы Каратау (стоянка Ачисай), в районе Бухтармы, Иртыша (Новоникольское). На раскопанных стоянках изучены инвентарь, жилища, захоронения. В большинстве общин умерших хоронили прямо между жилищами, в других случаях покойников зарывали в стороне от поселений. Захоронение сопровождалось обрядами, такими, как осыпание праха охрой, украшение его ожерельями из раковин, клыков животных и т.п.
Инвентарь стоянок позднего палеолита представлен скребками, резцами, остроконечниками. Каменные орудия позднего палеолита представлены такими инструментами как нуклеус, рубила, отщепы, скребла, резцы, ножи, наконечники копий. Из кости человек изготавливал шила, иглы, лопатки и т.д.
Основным добычи пищи оставалась охота – загонная и облавная, возможная только при больших коллективах. Не теряло значения рыболовство, собирательство растительной пищи.
В палеолитическое время человек уже жил достаточно сложной духовной жизнью, у него появляются объекты поклонения – культы. Один из древнейших зафиксированных культов – культ женщины родоначальницы, хозяйки очага. Изображения палеолитических женщин покажутся нам несколько грубыми – зачастую голова только намечена, основной акцент делался на отличительные женские признаки. В это же время получает распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в то, что через образ животного, воплощенного в рисунке, можно завладеть самим животным. Очень яркое отражение этот культ получил в первобытном искусстве. Росписи и гравировки на скалах, скульптуры из камня, глины, кости посвящены как правило либо женщине, либо промысловым животным. Какой бы памятник мы не взяли – всюду чувствуется мастерство художника. Многие палеолитические навыки изобразительного искусства утеряны человечеством.
Cобытия «Большого террора» только в небольшой своей части выходили на поверхность общественной жизни: в советской печати появлялась информация лишь о больших и – на местном уровне – о малых показательных процессах, сопровождавшихся погромной пропагандой. Личный опыт человека, попавшего в жернова репрессий, также не мог раскрыть общей картины происходящего. Тем самым, масштаб, структура и механизмы репрессий оставались скрытыми как для большинства современников (за исключением, разумеется, «авторов» и главных исполнителей террора), так и для нескольких поколений историков. Сейчас совокупность доступных источников дает возможность разглядеть чертеж «Большого террора» более или менее отчетливо. Однако в данной хронике мы не стремились представить этот чертеж, как связное целое, – наша задача была значительно скромнее: дать представление о последовательности репрессивных событий, сопроводив главные из них минимальным комментарием. Хроника базируется, преимущественно, на документах ЦК ВКП(б) и НКВД СССР — прежде всего на директивах, регламентировавших динамику репрессий, их идеологические, количественные и процессуальные параметры. Персональный аспект репрессий мы не подчеркивали совершенно сознательно: у каждой семьи, у каждого сообщества – своя хроника трагических дат, свой мартиролог, и не наше дело решать, кто из сотен тысяч невинных жертв заслуживает, а кто не заслуживает упоминания (мы упоминаем лишь имена «архитекторов» террора, а также фигурантов «показательных процессов» — акций, которые имели явное политическое значение и играли роль символического устрашения).
Здесь же, видимо, следует отметить, что ход репрессий в описываемый период не был равномерен – течение «Большого террора» самым грубым образом можно разделить на четыре периода:
октябрь 1936 – февраль 1937 (перестройка карательных органов, установка на чистку партийной, военной и административной элиты от потенциально оппозиционных элементов в условиях угрозы «империалистической агрессии»); март 1937 – июнь 1937 (декретирование тотальной борьбы с «двурушниками» и «агентами иностранных разведок», продолжение чистки элиты, планирование и разработка массовых репрессивных операций против «социальной базы» потенциальных агрессоров – кулаков, «бывших людей», представителей национальных диаспор и т.п.); июль 1937 – октябрь 1938 (декретирование и реализация массовых репрессивных операций – «кулацкой», «национальных», против ЧСИР; интенсификация борьбы с «военно-фашистским заговором» в РККА, с «вредительством» в сельском хозяйстве и др. отраслях); ноябрь 1938 – 1939 (так называемая «бериевская оттепель»: прекращение массовых операций, упразднение большинства чрезвычайных механизмов внесудебной расправы, частичное освобождение арестованных, ротация и уничтожение «ежовских» кадров в НКВД).
К сожалению, в данной хронике приведено не слишком много фоновых событий, раскрывающих политический и социальный контекст репрессий. Причиной тому – ограниченный объем публикации. Надеемся, что в будущем мы сможем дополнить и детализировать эту краткую историческую канву.
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
- железный век (с 1 тысячелетия до н.э.).
Первобытно-общинный строй – наиболее ранняя стадия развития человеческого общества и приходится на каменный и бронзовый века. Древнейший человек в своей эволюции несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры.
Каменный век занял значительный временной отрезок, который делится, в свою очередь на три крупных периода – палеолит, мезолит, неолит. Именно тогда человек собственно и стал человеком – мыслящим, разумным существом к абстракциям, преодолевшим животные инстинкты.
Эпоха палеолита – это эпоха древнего камня. Именно тогда совершился переход наших предков к прямохождению, а руки, освобожденные для новых операций, создали первые примитивные орудия труда из камня.
Древний каменный век, или палеолит делится на 3 длительных хронологических периода:
- ранний палеолит (дошелль, шелль, ашелль) – с 2,6 миллионов до 140 тысяч лет назад;
- Средний палеолит (поздний ашелль и мустье) – 140 – 40 тысяч лет назад;
- Поздний палеолит (ориньяк, соллютре, мадлен) – 40 – 10 тысяч лет назад.
На территории Казахстана очень много памятников эпохи палеолита. Два миллиона лет назад на территории Казахстана сложился новый тип климата, начался период антропогена, сформировался рельеф, в чем-то похожий на нынешний мелкосопочник. Климат был теплым и влажным, что росту богатой субтропической растительности. На основе геологических находок мы знаем животный мир, населявший территорию Казахстана в эпоху палеолита: верблюды-пребактерианы, мастодонты, шерстистые носороги, южные лесные слоны, лошадь Стенона, олени-маралы, бизоны, сайгаки.
Таким образом, появление человека на нашей территории пришлось на ранний или нижний палеолит, судя по находкам археологов в Южном Казахстане (в районе хребта Каратау), у поселков Конырдек, Борыказган, Танирказган. В это время отступали льды первого оледенения, которые при таянии превращались в реки, несшиеся вниз с гор, прокладывая русла в толще галечника. Речная галька стала одним из первых источников для изготовления первых простейших каменных орудий – рубил, скребков и других. Именно в нижнем палеолите техника обработки камня получила название «техника оббивки» или «галечная культура», поскольку сырьем в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька.
Археологические находки дают основания считать, что редкое в палеолите население Казахстана распадалось на десятки замкнутых общин. На территории Казахстана памятники позднего палеолита находятся в районе северного Прибалхашья, на склонах горы Каратау (стоянка Ачисай), в районе Бухтармы, Иртыша (Новоникольское). На раскопанных стоянках изучены инвентарь, жилища, захоронения. В большинстве общин умерших хоронили прямо между жилищами, в других случаях покойников зарывали в стороне от поселений. Захоронение сопровождалось обрядами, такими, как осыпание праха охрой, украшение его ожерельями из раковин, клыков животных и т.п.
Инвентарь стоянок позднего палеолита представлен скребками, резцами, остроконечниками. Каменные орудия позднего палеолита представлены такими инструментами как нуклеус, рубила, отщепы, скребла, резцы, ножи, наконечники копий. Из кости человек изготавливал шила, иглы, лопатки и т.д.
Основным добычи пищи оставалась охота – загонная и облавная, возможная только при больших коллективах. Не теряло значения рыболовство, собирательство растительной пищи.
В палеолитическое время человек уже жил достаточно сложной духовной жизнью, у него появляются объекты поклонения – культы. Один из древнейших зафиксированных культов – культ женщины родоначальницы, хозяйки очага. Изображения палеолитических женщин покажутся нам несколько грубыми – зачастую голова только намечена, основной акцент делался на отличительные женские признаки. В это же время получает распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в то, что через образ животного, воплощенного в рисунке, можно завладеть самим животным. Очень яркое отражение этот культ получил в первобытном искусстве. Росписи и гравировки на скалах, скульптуры из камня, глины, кости посвящены как правило либо женщине, либо промысловым животным. Какой бы памятник мы не взяли – всюду чувствуется мастерство художника. Многие палеолитические навыки изобразительного искусства утеряны человечеством.
Cобытия «Большого террора» только в небольшой своей части выходили на поверхность общественной жизни: в советской печати появлялась информация лишь о больших и – на местном уровне – о малых показательных процессах, сопровождавшихся погромной пропагандой. Личный опыт человека, попавшего в жернова репрессий, также не мог раскрыть общей картины происходящего. Тем самым, масштаб, структура и механизмы репрессий оставались скрытыми как для большинства современников (за исключением, разумеется, «авторов» и главных исполнителей террора), так и для нескольких поколений историков. Сейчас совокупность доступных источников дает возможность разглядеть чертеж «Большого террора» более или менее отчетливо. Однако в данной хронике мы не стремились представить этот чертеж, как связное целое, – наша задача была значительно скромнее: дать представление о последовательности репрессивных событий, сопроводив главные из них минимальным комментарием. Хроника базируется, преимущественно, на документах ЦК ВКП(б) и НКВД СССР — прежде всего на директивах, регламентировавших динамику репрессий, их идеологические, количественные и процессуальные параметры. Персональный аспект репрессий мы не подчеркивали совершенно сознательно: у каждой семьи, у каждого сообщества – своя хроника трагических дат, свой мартиролог, и не наше дело решать, кто из сотен тысяч невинных жертв заслуживает, а кто не заслуживает упоминания (мы упоминаем лишь имена «архитекторов» террора, а также фигурантов «показательных процессов» — акций, которые имели явное политическое значение и играли роль символического устрашения).
Здесь же, видимо, следует отметить, что ход репрессий в описываемый период не был равномерен – течение «Большого террора» самым грубым образом можно разделить на четыре периода:
октябрь 1936 – февраль 1937 (перестройка карательных органов, установка на чистку партийной, военной и административной элиты от потенциально оппозиционных элементов в условиях угрозы «империалистической агрессии»);март 1937 – июнь 1937 (декретирование тотальной борьбы с «двурушниками» и «агентами иностранных разведок», продолжение чистки элиты, планирование и разработка массовых репрессивных операций против «социальной базы» потенциальных агрессоров – кулаков, «бывших людей», представителей национальных диаспор и т.п.);
июль 1937 – октябрь 1938 (декретирование и реализация массовых репрессивных операций – «кулацкой», «национальных», против ЧСИР; интенсификация борьбы с «военно-фашистским заговором» в РККА, с «вредительством» в сельском хозяйстве и др. отраслях);
ноябрь 1938 – 1939 (так называемая «бериевская оттепель»: прекращение массовых операций, упразднение большинства чрезвычайных механизмов внесудебной расправы, частичное освобождение арестованных, ротация и уничтожение «ежовских» кадров в НКВД).
К сожалению, в данной хронике приведено не слишком много фоновых событий, раскрывающих политический и социальный контекст репрессий. Причиной тому – ограниченный объем публикации. Надеемся, что в будущем мы сможем дополнить и детализировать эту краткую историческую канву.