изучения тюркоязычных народов центральной азии средневековья привлекает внимание отечественных и зарубежных исследований уже более полутора сотен лет. среди рассматриваемых проблем в тюркологии далеко не последнее место занимают реконструкции мировоззренческих представлений номадов. данная тематика изучалась даже в драматичный для отечественной науки период, связанный с репрессиями 30–40-х гг. xx в., великой отечественной войной, господством одной методологической парадигмы ( материализм), подкрепленный идеологией. между тем даже в такой обстановке шло накопление археологических, письменных и этнографических источников, вырабатывались принципы их анализа и интерпретации. все это позволило ученым установить ряд конкретных особенностей религиозных верований и обрядов тюркоязычных кочевников, отметить определенное влияние мировых религий (манихейства, буддизма) на их мировоззрение. в целом же вторую половину 1930-х – первую половину 1960-х гг. можно рассматривать как продолжение периода накопления источников и попытки представить более или менее целостную картину духовной жизни кочевников, однако, в ограниченных методологических и идеологических рамках.
кир был сыном камбиса i из династии ахеменидов, основанной легендарным ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. ещё набонид титуловал кира царём аншана[1], то есть одной из областей на юго-востоке элама, это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику набонида и кира[2]. в своём воззвании к вавилонянам сам кир называл «царями аншана» своих предков: «я — кир… сын камбиса, великого царя, царя города аншана, внук кира, великого царя, царя города аншана, потомок теиспа, великого царя, царя города аншана».
это провозглашение кира царём эламской области аншан, упоминаемой в вавилонских текстах с древнейших времён, даёт повод подумать, что кир был эламитом. современные киру памятники искусства указывают на влияние в древнейшую пору персидского царства эламской государственности и искусства. однако точно доказано, что кир был арием. связь его с аншаном не совсем понятна, единственным объяснением, возможно, является то, что кир явился с востока, из государства, заменившего элам, поэтому в официальной торжественной надписи он и именуется царём аншана. и сам он ухватился за этот освящённый древностью термин, который сообщал ему в глазах вавилонян больше почтенности, а, кроме того, нёс в себе программу наступления на запад — ведь некогда цари элама владели вавилоном.
нося титул царя аншана, владыка новоявленной монархии становился наследником древних эламских царей со всеми традициями и другими выгодными последствиями этого наследства. однако дело осложняется тем, что трудно доказать употребительность понимания аншана в общем смысле, как и вообще точно локализовать его, а также тем, что в хронике набонида кир после покорения мидии титулуется уже царём персии (parsa). это обстоятельство даёт повод прямо отождествлять аншан с персией, считая эти термины равноупотребляемыми, или наоборот, указывает на их различие, считая упоминание в титулатуре персидских царей аншана отражением более древней стадии их могущества, а титул царя персии — следующей его ступенью. как бы там ни было, точно известно, что пасаргадские цари аншана были вассалами мидийской империи вплоть до восстания кира.
детство и юность кира править
лидия, египет, мидия и нововавилонское царство ко времени образования державы ахеменидов
точный год рождения кира неизвестен, считается, что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. о его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. греческий ксенофонт также пишет о том, что уже в v веке до н. э. о жизни кира великого рассказывали по-разному
изучения тюркоязычных народов центральной азии средневековья привлекает внимание отечественных и зарубежных исследований уже более полутора сотен лет. среди рассматриваемых проблем в тюркологии далеко не последнее место занимают реконструкции мировоззренческих представлений номадов. данная тематика изучалась даже в драматичный для отечественной науки период, связанный с репрессиями 30–40-х гг. xx в., великой отечественной войной, господством одной методологической парадигмы ( материализм), подкрепленный идеологией. между тем даже в такой обстановке шло накопление археологических, письменных и этнографических источников, вырабатывались принципы их анализа и интерпретации. все это позволило ученым установить ряд конкретных особенностей религиозных верований и обрядов тюркоязычных кочевников, отметить определенное влияние мировых религий (манихейства, буддизма) на их мировоззрение. в целом же вторую половину 1930-х – первую половину 1960-х гг. можно рассматривать как продолжение периода накопления источников и попытки представить более или менее целостную картину духовной жизни кочевников, однако, в ограниченных методологических и идеологических рамках.
кир был сыном камбиса i из династии ахеменидов, основанной легендарным ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. ещё набонид титуловал кира царём аншана[1], то есть одной из областей на юго-востоке элама, это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику набонида и кира[2]. в своём воззвании к вавилонянам сам кир называл «царями аншана» своих предков: «я — кир… сын камбиса, великого царя, царя города аншана, внук кира, великого царя, царя города аншана, потомок теиспа, великого царя, царя города аншана».
это провозглашение кира царём эламской области аншан, упоминаемой в вавилонских текстах с древнейших времён, даёт повод подумать, что кир был эламитом. современные киру памятники искусства указывают на влияние в древнейшую пору персидского царства эламской государственности и искусства. однако точно доказано, что кир был арием. связь его с аншаном не совсем понятна, единственным объяснением, возможно, является то, что кир явился с востока, из государства, заменившего элам, поэтому в официальной торжественной надписи он и именуется царём аншана. и сам он ухватился за этот освящённый древностью термин, который сообщал ему в глазах вавилонян больше почтенности, а, кроме того, нёс в себе программу наступления на запад — ведь некогда цари элама владели вавилоном.
нося титул царя аншана, владыка новоявленной монархии становился наследником древних эламских царей со всеми традициями и другими выгодными последствиями этого наследства. однако дело осложняется тем, что трудно доказать употребительность понимания аншана в общем смысле, как и вообще точно локализовать его, а также тем, что в хронике набонида кир после покорения мидии титулуется уже царём персии (parsa). это обстоятельство даёт повод прямо отождествлять аншан с персией, считая эти термины равноупотребляемыми, или наоборот, указывает на их различие, считая упоминание в титулатуре персидских царей аншана отражением более древней стадии их могущества, а титул царя персии — следующей его ступенью. как бы там ни было, точно известно, что пасаргадские цари аншана были вассалами мидийской империи вплоть до восстания кира.
детство и юность кира править
лидия, египет, мидия и нововавилонское царство ко времени образования державы ахеменидов
точный год рождения кира неизвестен, считается, что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. о его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. греческий ксенофонт также пишет о том, что уже в v веке до н. э. о жизни кира великого рассказывали по-разному