Древнего рима охватывает период с viii века до нашей эры по v век н. э. древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистичекий портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства. римское искусство многое взяло, творчески переработав, у древней греции, но вырасло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит к iii тысячелетию до н. э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков. используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. в свою очередь, римская культура в пору расцвета оказала влияние на последующее развитие европы. рим создал свою цивилизацию, основанную на особой системе ценностей. по преданию, после гибели трои в италию пришел потомок иллирийского царя дардана троянский герой эней с сыном асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя латина лавинии и основал город, названный ее именем. подробно сохранился миф об основании рима: близнецы рем и ромул были по приказу царя амулия положены в корзину и брошены в тибр. но, когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. воспитанные пастухом и его женой, они выросли и узнали о своем происхождении и основали город на том месте, где их нашли. поссорившись с ремом, ромул убил его и стал первым царем рима. наряду с влиянием этрусков, свои традиции в искусстве создавали италики. раскопки показывают дату возникновения рима. по преданию, он был основан 21 апреля, в день праздника пастушеской богини палее, в 753 году до нашей эры. и действительно, первые следы поселения датируются археологами viii веком до н. э. искусство древнего рима прошло долгий и сложный путь развития, изменяя свой характер и границы распространения. древнейшие памятники на территории италии относятся к периоду палеолита. в vi веке до н. э. сооружается храм юпитера капитолийского. в республиканский период (конец vi века до н. э. - 1 век до н. э. ) начинается подъем искусства рима. широко развивается архитектура, около рима созданы крепостная стена, апиев водопровод, апиева дорога. центром общественной жизни стал форум – площадь, созданная в болотистой долине, осушенной каналом. в период республики формируется искусство точного скульптурного портрета. завоевание в iii веке до н. э. греческих городов на юге италии дало толчок к широкому проникновению в искусство рима греческой художественной культуры. старые традиции римского искусства сочетались с искусством новых провинций. в период ранней империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши, направление. в римской архитектуре складываются типы парадно-триумфальных сооружений (арки, колонны) . в строительстве широко используются купола, крестовые своды. изобразительном искусстве достигаются небывалые в древнем мире острота портретной индивидуальности, богатство, сложность в передаче пейзажа. усиление рима как средиземноморского государства обусловило расцвет монументального зодчества. создается форум мира, строятся колизей, арка тита, а также огромный стадион на марсовом поле. между холмами эсквилин, целий и палатин величественно возвышается амфитеатр флавия под названием «колизей» . строительство колизея началось при императоре веспасиане в 72 году н. э. на месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца нерона под названием «золотой дом» . предание гласит, что римляне были довольны строительством этого монументального сооружения, поскольку не любили дом тирана. в 60 году при тите флавии состоялась пышная церемония открытия, по случаю которого были объявлены стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов. завершенный в значительной мере при императоре домициане и отреставрированный в эпоху септимия севера
Зпочатком північної війни україна, як сателіт московського царства, постачала московським військам живу силу, амуніцію, фураж та продовольство. з приходом карла хіі в україну гетьман іван мазепа уклав з королем українсько-шведський союз та виступив проти петра і. слідом за гетьманом, на бік шведів перейшло й військо запорізьке на чолі з кошовим отаманом костем гордієнко. після батуринської трагедії та полтавської битви українські козаки, що виступили проти петра, відійшли разом з мазепою та карлом до бендер. після смерті мазепи гетьманом україни був обраний пилип орлик, який продовжив боротьбу за незалежність україни. 1711 року українські козаки, спільно з татарами, організували похід на київщину. проте, через підступний відступ татар похід закінчився невдало, й орлик відступив. весь цей час король карл хіі та гетьман орлик проводили дипломатичну роботу в османській імперії та багатьох європейських столицях, з метою організації проти московської коаліції. проте ці зусилля не увінчалися успіхом. московії вдалося уникнути масштабних військових дій з боку османської імперії за дипломатичних зусиль та підкупів османських чиновників. черговий мирний договір був підписаний 17 квітня 1712 р. проте, 30 квітня 1713 року султан ахмед iii оголосив нову війну. однак, не було проведено ніяких значних бойових дій. протягом 1713 року — московське царство та османська імперія остаточно припинили військові дії. карл хіі залишив територію османської імперії та вирушив до швеції.