Проанализируйте фрагмент Никоновской летописи и сделайте вывод
удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему?
«…В лето 1480, того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на
православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все
православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал
отпускать к Оке на берег своих воевод с силою…и повелел там идти сыну
своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу
меньшему к Калуге к Угре на берег. И придя заняли они броды и перевозы…
царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и
стал на другом берегу против великого князя.. И начяша стрелять наших, а наши
начяша их стрелять из луков и пищалей….когда же река стала, тогда и князь
великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить
от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же
отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые,
побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться…»
Уже после Флорентийской унии (1439) на Руси начали сомневаться в правоверии греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» - таково было общее мнение того времени. Зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриарха с XV в. стала номинальной, а покорение Константинополя турками (1453) совсем уменьшило ее.
В "Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата" Царь Феодор Иоаннович пишет: «И мы, помыслив о сем превеликом деле, чтоб с Божией в царствующем граде Москве устроить превеликий престол Патриарший, объявили царскую мысль свою архиепископу Константинополя, Нового Рима, и Вселенскому Патриарху. И слышав таковая, пресвятейший Иеремей, Вселенский Патриарх, сказал так: "Воистину от Бога таковая благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде"».
И вот, 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем Константинопольский Патриарх Иеремия совершил поставление первого русского Патриарха - Иова.
Избрание следующих Патриархов происходило следующим образом. После смерти Патриарха блюститель патриаршего престола, обыкновенно митрополит Крутицкий, от имени Царя рассылал грамоты ко всему духовенству с приглашением в Москву для избрания Патриарха.
Форма избрания Патриарха была открытая или посредством жребия, установившаяся после смерти Филарета. Имена шести кандидатов из старших иерархов писались на шести бумажках равной величины, бумажки обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью и посылались Собору, заседавшему в московском Успенском соборе.
Три жребия клались на панагию умершего Патриарха; затем все члены собора облачались и служили акафист Богородице, после чего из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Также поступали и с другими тремя. Из оставшихся двух жребиев вынимали один, который и содержал имя избранного Патриарха. Нераспечатанный жребий отдавался боярину, который относил его Царю; Царь распечатывал и объявлял опять через боярина собору имя избранного.
Патриархи сыграли огромную роль в трудные времена для российской государственности. Особенно велика заслуга святого Патриарха Гермогена, призыв которого стал решающим для Руси во время польской оккупации.