Основные особенности древневосточной и античной цивилизаций
Начнем с древневосточной цивилизации:
эта цивилизация характеризуется традиционализмом, то есть в обществе распространены традиционные образцы поведения и деятельности; люди ориентируются на предков.Все изменения социального или политического, культурного характера происходят медленно. Коллективизм - это основа. Личные интересы не имели приоритета над общими. Это объясняется просто - человек живет в общине, является ее частью и община контролирует все стороны жизни человека, без общины человек не мог существовать. Общество было централизовано, и во главе общества был деспот: фараон, правитель, царь и так далее. Он обладал абсолютной властью, а у людей не было личных прав. В восточной цивилизации была общинная собственность и государственная, правда, государственная собственность принадлежала лично царю.Общество было патриархальным, человек был рабом, подданным правителя, ограниченным в правах человеком.
Античная цивилизация:
был свободный человек, а был раб, который человеком не считался, он считался предметом собственности, вещью.Люди жили в полисах - городах-государствах, управляемые свободными гражданами, имеющими равные политические права. Все решения принимались на верховном собрании, где были граждане.Существовала частная собственность, общинная собственность - земля находилась в этой собственности, а каждая семья имела надел, который не продавался. Формой правления была демократия в классическом виде. Граждане имели право требовать минимум для существования. То есть какие-то права человека были, а также были выборы.
С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности ( древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер).
Особенности древневосточных цивилизаций:1.Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей, вобравшие в себя опыт предков. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей».2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.3.Восточная деспотия, как основная форма социально-политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека.
4. 2 вида собственности на землю: 1) общинная – принадлежит общине; 2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота.5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах.
Античность1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку.2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание.3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать.
4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы.
Основные особенности древневосточной и античной цивилизаций
Начнем с древневосточной цивилизации:
эта цивилизация характеризуется традиционализмом, то есть в обществе распространены традиционные образцы поведения и деятельности; люди ориентируются на предков.Все изменения социального или политического, культурного характера происходят медленно. Коллективизм - это основа. Личные интересы не имели приоритета над общими. Это объясняется просто - человек живет в общине, является ее частью и община контролирует все стороны жизни человека, без общины человек не мог существовать. Общество было централизовано, и во главе общества был деспот: фараон, правитель, царь и так далее. Он обладал абсолютной властью, а у людей не было личных прав. В восточной цивилизации была общинная собственность и государственная, правда, государственная собственность принадлежала лично царю.Общество было патриархальным, человек был рабом, подданным правителя, ограниченным в правах человеком.Античная цивилизация:
был свободный человек, а был раб, который человеком не считался, он считался предметом собственности, вещью.Люди жили в полисах - городах-государствах, управляемые свободными гражданами, имеющими равные политические права. Все решения принимались на верховном собрании, где были граждане.Существовала частная собственность, общинная собственность - земля находилась в этой собственности, а каждая семья имела надел, который не продавался. Формой правления была демократия в классическом виде. Граждане имели право требовать минимум для существования. То есть какие-то права человека были, а также были выборы.С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности ( древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер).
Особенности древневосточных цивилизаций:1.Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей, вобравшие в себя опыт предков. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей».2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.3.Восточная деспотия, как основная форма социально-политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека.
4. 2 вида собственности на землю: 1) общинная – принадлежит общине; 2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота.5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах.
Античность1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку.2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание.3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать.
4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы.