Стихотворение «россия», написанное александром блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «родина» и подцикл «на поле куликовом». цикл «на поле куликовом» не сразу был оценен и замечен критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «лирической трилогии» (1912). и лишь появление его в 1915 г. в сборнике «стихи о россии» заставило увидеть в блоке поэта общенационального значения. «последние стихи блока истинно классичны, — писал г.иванов, — но они нисколько не походят на те стихи брюсова, например, которые «трудно отличить» от пушкина или жуковского. это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу».цикл «на поле куликовом», в который входит стихотворение «россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим », способностью увидеть в прошлом россии свое, близкое - сегодняшнее и «вечное». в своих раздумьях о судьбе родины блок обращается к облику старой россии, издавна характеризуемой как россия нищая и униженная. такой видится она и блоку. александр блок продолжает некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»). с одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»). из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения – судьба россии, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». блок считает, что родину не выбирают и поэтому любит россию такой, какая она есть. стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ руси-тройки гоголя. становится ясно, что россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была. текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. связность текста стихотворения «россия» подчеркивается с семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («россия, нищая россия…», «мне избы серые твои, твоимне песни ветровые…», «ну что ж! одной заботой боле – одной слезой река шумней…», «лес, да поле, да плат узорный до бровей…», «когда блеснет в дали дорожной… когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («пускай заманит и обманет… и лишь забота затуманит…», «и невозможное возможно…»). с одной стороны, повторы напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: ! , а последняя – это надежда на светлое будущее россии; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость. заглавие «россия» означает адресованность родине. оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения. несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи. в стихотворении александра блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и на смысловые нюансы. например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы человека. и вместе с тем это святой знак, нам право надеяться, что бог обязательно ; это надежда на светлое будущее. россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.
Россия – удивительная по многонациональности страна. Кроме русских здесь проживает более 180 других национальностей! Чаще всего это украинцы, татары, башкиры, а еще чеченцы, чуваши и армяне.
К тому же множество русских людей может заявить о своих прочих корнях: у кого-то они, например, польские, у другого – болгарские, у третьего – казахские. Так же и «чистый татарин» вызывает много вопросов. А все потому, что понятие «чистота кровей» в современном мире, как считаю и я, и множество ученых – очень условное. Да наверное и в любом мире и обществе. Человек всегда рождается от смешения народов.
Каждая семья нашей многонациональной страны – это сокровищница народных традиций и обычаев, созданных историей. От украинского борща и русских пельменей до башкирского кузикмяка и молочного якутского соломата. От удобного и свободного расшитого русского сарафана до нарядной татарской рубашки и шаровар, от длинного платья и кафтанчика кавказской красавицы до эскимосской теплой дошки и унт.
И конечно, каждый народ знаменит своими сказками и легендами, песнями и танцами, свадебными обрядами - еще одним творением общей истории! Например, меня покоряют шумные кавказские свадьбы, в которых участвует весь аул или поселок. Настоящая кавказская свадьба с бубнами, с барабанами, стрельбой в воздух! А еврейская, наоборот, скромна, степенна, хоть и музыкальна тоже, как любая свадьба.
Наша общая история - это победа в Великой Отечественной, множество еще пройденных бок о бог войн: от Крымской до японской. Это и труд по восстановлению страны в конце 1940-х годов века, это и пережитый вместе кризис 90-х годов, это и встреченный вместе научно-технический прогресс столетия. Общими руками всех народов России построено все производство в стране, корабли и ракеты, подлодки и дороги.
Живя в большой стране среди многих национальностей важно помнить – все мы являемся людьми-собратьями. Важно уважать людей других национальностей – они не хуже нас самих, а в некоторых случаях могут показать себя и лучше. Лично я считаю, что Бог каждого из нас послал на Землю со своей особой миссией. Вряд ли эта миссия – затевать свары и межнациональные ссоры, оскорблять людей по этническому признаку. Так и нечего тратить на это время.
Россия – удивительная по многонациональности страна. Кроме русских здесь проживает более 180 других национальностей! Чаще всего это украинцы, татары, башкиры, а еще чеченцы, чуваши и армяне.
К тому же множество русских людей может заявить о своих прочих корнях: у кого-то они, например, польские, у другого – болгарские, у третьего – казахские. Так же и «чистый татарин» вызывает много вопросов. А все потому, что понятие «чистота кровей» в современном мире, как считаю и я, и множество ученых – очень условное. Да наверное и в любом мире и обществе. Человек всегда рождается от смешения народов.
Каждая семья нашей многонациональной страны – это сокровищница народных традиций и обычаев, созданных историей. От украинского борща и русских пельменей до башкирского кузикмяка и молочного якутского соломата. От удобного и свободного расшитого русского сарафана до нарядной татарской рубашки и шаровар, от длинного платья и кафтанчика кавказской красавицы до эскимосской теплой дошки и унт.
И конечно, каждый народ знаменит своими сказками и легендами, песнями и танцами, свадебными обрядами - еще одним творением общей истории! Например, меня покоряют шумные кавказские свадьбы, в которых участвует весь аул или поселок. Настоящая кавказская свадьба с бубнами, с барабанами, стрельбой в воздух! А еврейская, наоборот, скромна, степенна, хоть и музыкальна тоже, как любая свадьба.
Наша общая история - это победа в Великой Отечественной, множество еще пройденных бок о бог войн: от Крымской до японской. Это и труд по восстановлению страны в конце 1940-х годов века, это и пережитый вместе кризис 90-х годов, это и встреченный вместе научно-технический прогресс столетия. Общими руками всех народов России построено все производство в стране, корабли и ракеты, подлодки и дороги.
Живя в большой стране среди многих национальностей важно помнить – все мы являемся людьми-собратьями. Важно уважать людей других национальностей – они не хуже нас самих, а в некоторых случаях могут показать себя и лучше. Лично я считаю, что Бог каждого из нас послал на Землю со своей особой миссией. Вряд ли эта миссия – затевать свары и межнациональные ссоры, оскорблять людей по этническому признаку. Так и нечего тратить на это время.