Замок Любарта давно став неофіційним символом Луцька. Його образ постійно і активно використовується в найширшому колі життя: від магнітиків з написом «Луцьк» до емблем організацій чи етикеток товарів.
Ніде правди діти, в Луцьку є такі, хто ні разу не був всередині замку. А той, хто бував, приходив туди хіба «за компанію», «бахнути медовухи», послухати концерт чи подивитися лицарські бої, пише видання ВолиньPost.
Замок для лучан (та й для багатьох гостей) буденний, звичний, навіть нудний. Не більше ніж антураж. А що, якщо ви ще не все бачили? Не кругом побували? Не все знаєте?
ДІТИЩЕ ТРЬОХ КНЯЗІВ
У Луцьку прижилася і найчастіше використовується назва цього об’єкта як «замок Любарта». В Україні часто також використовують альтернативну назву – «Луцький замок».
Вперше назва «замок Любарта» з’явилася наприкінці ХІХ століття. Тоді побутувала і альтернативна назва – «замок Вітольда», тобто Вітовта.
Спочатку замок був дерев’яним. Збудували його десь на початку 1100-х років. У 1340-1350-х роках замок почали реконструювати в цеглі. Спочатку збудували половину тієї вежі, яка зараз називається В’їзною, і частину стіни. У той час правителем Галицько-Волинського князівства був Любарт Гедимінович.
Імовірно, замок продовжили реконструювати в цеглі, коли на зміну Любарту прийшов Вітовт. Він зробив Луцьк південною столицею Великого литовського князівства. Саме за його правління місто розцвіло економічно, політично та культурно. Загалом за його правління твердиня набула таких обрисів, як зараз. А коли Вітовт помер, князювати став його брат Свидригайло. За його правління замок завершили реконструювати і він став на 90% таким, як зараз.
Отож ці три князі – Любарт, Вітовт, і Свидригайло – і збудували луцьку твердиню.
Хто був автором проекту замку і його будівельниками, невідомо. Однак стилістика готичної архітектури відповідає багатьом замкам східної Європи того часу. Луцький замок дуже схожий на замок у Черську, в Мазовецькому воєводстві Республіки Польща.
Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана, и других тюркских кочевых народов. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Также, юрта в казахской культуре представляет собой некую модель представления о мироздании.
Прообразом юрты послужили шалаши первобытных людей, а позднее шатры кочевников. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане (где сегодня используется на высокогорных пастбищах), Туркменистане, Монголии, на Алтае и в республике Тува (входящих в состав Российской Федерации). При этом, в каждом регионе были свои особенности устройства и названия для обозначения юрты. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров.
Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов: решеток «кереге», составляющих стены; жердей «юк» (или «уук») образующих купол; и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты «шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.
Процесс сборки юрты обычно производят женщины, и команда из 2-3 человек может возвести ее за один час. Вначале устанавливается дверная рама, к которой прикрепляют звенья «кереге», постепенно замыкая круг. Обычная юрта состоит из 6 звеньев «кереге», а богатые люди устанавливают большие юрты из 10 звеньев. Затем в центре юрты встает мужчина, держащий на высоком шесте «шанырак». «Шанырак» имеет по ободу множество квадратных отверстий, в которые начинают вставлять жерди «юк», а другие концы привязывают к кругу из кереге. Сначала вставляют первые 3-4 жерди, чтобы закрепить купол, а затем все остальные.
После этого начинается работа с войлоком. Но перед этим, место стыка стенок «кереге» и жердей «юк» обтягивается специальной полосой из ткани, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции. Затем начинается обтягивание войлоком вдоль стенок юрты, привязывается полог на дверь, и купол покрывают двумя большими отрезами войлока, формируя крышу. После этого, всё дополнительно обтягивается веревками несколько раз, для лучшей плотности стен из войлока, и в завершение сборки юрты прикрепляется специальный войлочный клапан, который с веревки натягивается на «шанырак» в случае дождя.
Вход в юрту всегда располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по лучам Солнца, проникающим внутрь, и распланировать свой день. Справа и слева от входа – место для хранения хозяйства: слева женская часть – посуда, продукты, и различная еда, а справа мужская – оружие, седло, различный инвентарь и инструменты. В центре юрты, прямо под потолочным отверстием «Шанырак», размещается очаг, на котором устанавливается тренога для котла. В дальнем конце юрты находится склад имущества семьи кочевника, и здесь принято размещать гостей. Ночью раскладывают постели – справа от входа для старших членов семьи, слева для младших и детей. Пол и стены юрты застилают коврами.
Сегодня в Казахстане уже редко можно увидеть юрты, население уже не кочует по казахским степям. Но увидеть юрту можно, причем даже в городе, как дань уважения к древней культуре Казахстана.
Замок Любарта давно став неофіційним символом Луцька. Його образ постійно і активно використовується в найширшому колі життя: від магнітиків з написом «Луцьк» до емблем організацій чи етикеток товарів.
Ніде правди діти, в Луцьку є такі, хто ні разу не був всередині замку. А той, хто бував, приходив туди хіба «за компанію», «бахнути медовухи», послухати концерт чи подивитися лицарські бої, пише видання ВолиньPost.
Замок для лучан (та й для багатьох гостей) буденний, звичний, навіть нудний. Не більше ніж антураж. А що, якщо ви ще не все бачили? Не кругом побували? Не все знаєте?
ДІТИЩЕ ТРЬОХ КНЯЗІВ
У Луцьку прижилася і найчастіше використовується назва цього об’єкта як «замок Любарта». В Україні часто також використовують альтернативну назву – «Луцький замок».
Вперше назва «замок Любарта» з’явилася наприкінці ХІХ століття. Тоді побутувала і альтернативна назва – «замок Вітольда», тобто Вітовта.
Спочатку замок був дерев’яним. Збудували його десь на початку 1100-х років. У 1340-1350-х роках замок почали реконструювати в цеглі. Спочатку збудували половину тієї вежі, яка зараз називається В’їзною, і частину стіни. У той час правителем Галицько-Волинського князівства був Любарт Гедимінович.
Імовірно, замок продовжили реконструювати в цеглі, коли на зміну Любарту прийшов Вітовт. Він зробив Луцьк південною столицею Великого литовського князівства. Саме за його правління місто розцвіло економічно, політично та культурно. Загалом за його правління твердиня набула таких обрисів, як зараз. А коли Вітовт помер, князювати став його брат Свидригайло. За його правління замок завершили реконструювати і він став на 90% таким, як зараз.
Отож ці три князі – Любарт, Вітовт, і Свидригайло – і збудували луцьку твердиню.
Хто був автором проекту замку і його будівельниками, невідомо. Однак стилістика готичної архітектури відповідає багатьом замкам східної Європи того часу. Луцький замок дуже схожий на замок у Черську, в Мазовецькому воєводстві Республіки Польща.
Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана, и других тюркских кочевых народов. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Также, юрта в казахской культуре представляет собой некую модель представления о мироздании.
Прообразом юрты послужили шалаши первобытных людей, а позднее шатры кочевников. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане (где сегодня используется на высокогорных пастбищах), Туркменистане, Монголии, на Алтае и в республике Тува (входящих в состав Российской Федерации). При этом, в каждом регионе были свои особенности устройства и названия для обозначения юрты. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров.
Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов: решеток «кереге», составляющих стены; жердей «юк» (или «уук») образующих купол; и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты «шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.
Процесс сборки юрты обычно производят женщины, и команда из 2-3 человек может возвести ее за один час. Вначале устанавливается дверная рама, к которой прикрепляют звенья «кереге», постепенно замыкая круг. Обычная юрта состоит из 6 звеньев «кереге», а богатые люди устанавливают большие юрты из 10 звеньев. Затем в центре юрты встает мужчина, держащий на высоком шесте «шанырак». «Шанырак» имеет по ободу множество квадратных отверстий, в которые начинают вставлять жерди «юк», а другие концы привязывают к кругу из кереге. Сначала вставляют первые 3-4 жерди, чтобы закрепить купол, а затем все остальные.
После этого начинается работа с войлоком. Но перед этим, место стыка стенок «кереге» и жердей «юк» обтягивается специальной полосой из ткани, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции. Затем начинается обтягивание войлоком вдоль стенок юрты, привязывается полог на дверь, и купол покрывают двумя большими отрезами войлока, формируя крышу. После этого, всё дополнительно обтягивается веревками несколько раз, для лучшей плотности стен из войлока, и в завершение сборки юрты прикрепляется специальный войлочный клапан, который с веревки натягивается на «шанырак» в случае дождя.
Вход в юрту всегда располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по лучам Солнца, проникающим внутрь, и распланировать свой день. Справа и слева от входа – место для хранения хозяйства: слева женская часть – посуда, продукты, и различная еда, а справа мужская – оружие, седло, различный инвентарь и инструменты. В центре юрты, прямо под потолочным отверстием «Шанырак», размещается очаг, на котором устанавливается тренога для котла. В дальнем конце юрты находится склад имущества семьи кочевника, и здесь принято размещать гостей. Ночью раскладывают постели – справа от входа для старших членов семьи, слева для младших и детей. Пол и стены юрты застилают коврами.
Сегодня в Казахстане уже редко можно увидеть юрты, население уже не кочует по казахским степям. Но увидеть юрту можно, причем даже в городе, как дань уважения к древней культуре Казахстана.