параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого языка и формирование национальной культуры, открытой общеевропейским веяниям, получавшим на почве своеобразное преломление.
важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграл оксфордский университет, где сложился круг интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. в него входили т. линэкр, у. гросин, у. лили — знатоки древних языков, а также джон колет — видный теолог и теоретик педагогики. полноправным членом оксфордского кружка был эразм , признававший, что именно в начала формироваться его «философия христа».
крупнейшим мыслителем первой половины xvi в. был томас мор (1478–1535). его этическая доктрина основывалась на понятии христианской добродетели, наполненном новым, гуманистическим содержанием. мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. главным его произведением стала «золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия» (1516 положившая начало жанру, именуемому «утопией». в ней автор подверг резкой критике социальные порядки современной ему и нарисовал картину идеального общественного устройства, основанного на частной собственности. в «утопии» мор пытался через синтез античных политических теорий и современного опыта осмыслить природу государства и его институтов, функции религии.
распространению в культуры возрождения способствовал двор первых тюдоров. при генрихе vii и генрихе viii в были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был пьетро торриджано, выполнивший надгробие генриха vii. широкомасштабное строительство развернулось при генрихе viii, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс европы — уайтхолл, а также загородный дворец хэмптон-корт. несмотря на проникновение ренессансных черт в архитектуру в то время она сохраняла прочную связь с традициями местной «перпендикулярной готики».
при дворе генриха viii, который эразм окрестил «храмом муз», процветали и искусства. любимым развлечением двора были театральные представления, а также турниры, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворян монарху и процветания под его властью. огромное влияние на становление портретной живописи оказал придворный художник генриха viii ганс гольбейн младший.
подлинного расцвета и искусства в достигли во второй половине xvi в., которую нередко называют «золотым елизаветинским веком». видным поэтом и теоретиком этого времени был ф. сидни. в трактате «защита поэзии», полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на «легкомысленную» и «развращающее» искусство, сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании нравственно совершенного человека.
важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд р. хаклюйта «основные плавания, путешествия и открытия нации» — собрание отчетов мореплавателей и путешественников.
большой популярностью пользовались произведения: «хроники , шотландии и ирландии» р. холиншеда; труды у. кемдена, основателя ученого кружка «антиквариев» — собирателей старинных документов и древностей; «описание лондона»
НАЗВАНИЕ СОСЛОВИЯ ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ ОБЯЗАННОСТИ Дворянство
Наиболее привилегированное сословие, имевшее право владеть крепостными крестьянами и огромными угодьями. Сами дворяне могли получить лучшее образование, освобождались от обязательной службы. При этом большинство дворян занимало важные посты в государственных структурах, именно эти люди влияли на то, какой становилась страна.
Дворяне были обязаны следить за состоянием своего имения и за собственными крестьянами.
Купечество
В зависимости от номера гильдии, купцы имели право вести как крупную, международную торговлю, так и просто торговать в городах. Самыми привилегированными считались купцы первой гильдии, которые порой были богаче дворян из-за наличия возможности вести международную торговлю. Купцы также имели право на получение хорошего образования.
Купцы не освобождались от трудовой деятельности и от службы в армии. Также купец мог быть обвинен в правонарушениях, его могли судить в специальных инстанциях.
Духовенство
Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование в духовной семинарии.
Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители духовенства обязаны были работать на благо церкви на протяжении всей своей жизни.
Казачество
Представители казачества относились к привилегированному сословию, поскольку имели право владеть землей, освобождались от выплаты разорительных податей.
Специальный статус казаков не освобождал их от несения воинской повинности. Более того, отлично воюющие казаки были основой войска русской армии в XIX веке.
Мещанство
Мещане относились к непривилегированному сословию, однако они могли распоряжаться собственной жизнью, в отличии от простых крестьян. Помещик не имел никаких прав не представителя сословия, его не могли продать или выкупить. Эти свободные люди сами решали, к кому наниматься на работу, и за какую цену.
Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане практически никогда не владели землей, обладали урезанными правами и довольно высокими обязанностями.
Крестьянство
Крестьян можно смело назвать самым угнетаемым сословием. Кстати, само сословие делилось на три группы: государственные, удельные и крепостные крестьяне. Хуже всего жилось именно крепостным, поскольку всеми правами на них владел помещик, и он мог легко продать своего крестьянина как товар, отдать его за долги или убить представителя сословия без последующего наказания.
После 1861 года крестьяне стали вольнонаемными людьми, и теперь помещик не мог распоряжаться их жизнью. Однако список прав данных представителей российского общества был невелик.
Крестьяне были обязаны служить своему владельцу, они практически никогда не получали заработную плату за свой труд, не имели права получать образование. Вместе с тем, крестьян могли легко отправить служить в армию, если в стране велась война. Все решения, касающиеся жизни и смерти крестьянина до 1861 года принимал его владелец.
параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого языка и формирование национальной культуры, открытой общеевропейским веяниям, получавшим на почве своеобразное преломление.
важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграл оксфордский университет, где сложился круг интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. в него входили т. линэкр, у. гросин, у. лили — знатоки древних языков, а также джон колет — видный теолог и теоретик педагогики. полноправным членом оксфордского кружка был эразм , признававший, что именно в начала формироваться его «философия христа».
крупнейшим мыслителем первой половины xvi в. был томас мор (1478–1535). его этическая доктрина основывалась на понятии христианской добродетели, наполненном новым, гуманистическим содержанием. мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. главным его произведением стала «золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия» (1516 положившая начало жанру, именуемому «утопией». в ней автор подверг резкой критике социальные порядки современной ему и нарисовал картину идеального общественного устройства, основанного на частной собственности. в «утопии» мор пытался через синтез античных политических теорий и современного опыта осмыслить природу государства и его институтов, функции религии.
распространению в культуры возрождения способствовал двор первых тюдоров. при генрихе vii и генрихе viii в были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был пьетро торриджано, выполнивший надгробие генриха vii. широкомасштабное строительство развернулось при генрихе viii, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс европы — уайтхолл, а также загородный дворец хэмптон-корт. несмотря на проникновение ренессансных черт в архитектуру в то время она сохраняла прочную связь с традициями местной «перпендикулярной готики».
при дворе генриха viii, который эразм окрестил «храмом муз», процветали и искусства. любимым развлечением двора были театральные представления, а также турниры, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворян монарху и процветания под его властью. огромное влияние на становление портретной живописи оказал придворный художник генриха viii ганс гольбейн младший.
подлинного расцвета и искусства в достигли во второй половине xvi в., которую нередко называют «золотым елизаветинским веком». видным поэтом и теоретиком этого времени был ф. сидни. в трактате «защита поэзии», полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на «легкомысленную» и «развращающее» искусство, сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании нравственно совершенного человека.
важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд р. хаклюйта «основные плавания, путешествия и открытия нации» — собрание отчетов мореплавателей и путешественников.
большой популярностью пользовались произведения: «хроники , шотландии и ирландии» р. холиншеда; труды у. кемдена, основателя ученого кружка «антиквариев» — собирателей старинных документов и древностей; «описание лондона»
ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ
ОБЯЗАННОСТИ
Дворянство
Наиболее привилегированное сословие, имевшее право владеть крепостными крестьянами и огромными угодьями. Сами дворяне могли получить лучшее образование, освобождались от обязательной службы. При этом большинство дворян занимало важные посты в государственных структурах, именно эти люди влияли на то, какой становилась страна.
Дворяне были обязаны следить за состоянием своего имения и за собственными крестьянами.
Купечество
В зависимости от номера гильдии, купцы имели право вести как крупную, международную торговлю, так и просто торговать в городах. Самыми привилегированными считались купцы первой гильдии, которые порой были богаче дворян из-за наличия возможности вести международную торговлю. Купцы также имели право на получение хорошего образования.
Купцы не освобождались от трудовой деятельности и от службы в армии. Также купец мог быть обвинен в правонарушениях, его могли судить в специальных инстанциях.
Духовенство
Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование в духовной семинарии.
Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители духовенства обязаны были работать на благо церкви на протяжении всей своей жизни.
Казачество
Представители казачества относились к привилегированному сословию, поскольку имели право владеть землей, освобождались от выплаты разорительных податей.
Специальный статус казаков не освобождал их от несения воинской повинности. Более того, отлично воюющие казаки были основой войска русской армии в XIX веке.
Мещанство
Мещане относились к непривилегированному сословию, однако они могли распоряжаться собственной жизнью, в отличии от простых крестьян. Помещик не имел никаких прав не представителя сословия, его не могли продать или выкупить. Эти свободные люди сами решали, к кому наниматься на работу, и за какую цену.
Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане практически никогда не владели землей, обладали урезанными правами и довольно высокими обязанностями.
Крестьянство
Крестьян можно смело назвать самым угнетаемым сословием. Кстати, само сословие делилось на три группы: государственные, удельные и крепостные крестьяне. Хуже всего жилось именно крепостным, поскольку всеми правами на них владел помещик, и он мог легко продать своего крестьянина как товар, отдать его за долги или убить представителя сословия без последующего наказания.
После 1861 года крестьяне стали вольнонаемными людьми, и теперь помещик не мог распоряжаться их жизнью. Однако список прав данных представителей российского общества был невелик.
Крестьяне были обязаны служить своему владельцу, они практически никогда не получали заработную плату за свой труд, не имели права получать образование. Вместе с тем, крестьян могли легко отправить служить в армию, если в стране велась война. Все решения, касающиеся жизни и смерти крестьянина до 1861 года принимал его владелец.