Политика Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М. М. Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год) . Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий. Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А. Х. Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления. Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Реакционной оставалась и политика в области просвещения. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами. Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих. Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота) . Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне. Экономика Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825—1860 годов [46].. Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения. Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза — с 4,5 % в 1825 году до 9,2% в 1858 году
Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М. М. Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год) . Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.
Новый самодержец усиливал карательный аппарат. В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А. Х. Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.
Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Реакционной оставалась и политика в области просвещения. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование.
Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами. Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.
Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота) . Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.
Экономика
Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825—1860 годов [46].. Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.
Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза — с 4,5 % в 1825 году до 9,2% в 1858 году