Прочитайте фрагмент исторического текста и ответьте на вопросы. Некоторые авторы считают, что географические особенности России решающим образом повлияли на ее историческое развитие и ее социально- политические институты. Например, по мнению Н. И. Павленко, причина отсталости России к рубежу XVII—XVIII вв. состояла в неблагоприятных почвенно-климатических условиях, которые сковывали производительную и духовную жизнь народа. 86 Эту точку зрения подробно развил Л. В. Милов, по мнению которого, «тяжелые, суровые природно-климатические условия России», в особенности в ее ойкумене — Нечерноземном центре, оказали решающее влияние на развитие не только экономики, но также и российского государства и общества.
Низкая агротехническая культура, небольшие запашки, низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве (в переводе на годовое измерение) вызывались низким естественным плодородием почвы, а главное — недостатком рабочего времени, так как русский климат позволял выполнять сельскохозяйственные работы лишь в течение 5 месяцев (с начала мая по начало октября — по григорианскому календарю), в то время как на западе Европы нерабочими были только декабрь и январь.
Поскольку страна была аграрной, то и низкий объем совокупного прибавочного продукта имел тот же источник. Для изъятия небольшого прибавочного продукта у производителей с целью перераспределения его в интересах всего общества, а также для регулирования социальных и экономи ческих отношений потребовалось установить режим крепостничества, а чтобы этот режим поддерживать, необходимо было сильное государство. Низкие урожаи приводили к постоянному недоеданию — вплоть до начала XX в.
крестьянин потреблял около 1500—2000 ккал при потребности в 3000. При малодоходном, неустойчивом и рискованном хозяйстве можно было выжить только при условии солидарности крестьянства. Отсюда возникли общинные формы жизни, поскольку община обеспечивала взаимную поддержку бедным и т. п., а развитие института частной собственности на землю задержалось.87 Такова в суммарном виде точка зрения исследователей, отводящих географическому фактору в социальной и политической истории России решающую роль. Как можно ее оценить?
Воздействие географической среды на человека и общественные явления происходит опосредованно и во взаимодействии с другими социальными, экономическими и политическими факторами, оценить индивидуальный вклад каждого из них не представляется возможным. Поэтому любые соображения о влиянии географической среды на отдельные институты, модели поведения, социальные и экономические процессы и политические явления в жизни общества носят по необходимости предположительный, а часто просто гадательный, спекулятивный характер, так как не могут быть подкреплены эмпирическими данными и уязвимы для критики.88 Если суровость климата имела для России решающее, фатально негативное значение, то как объяснить, что народы ряда западноевропейских стран (например, Швеции и Финляндии), живя почти в столь же суровых природных условиях, не испытали их травматического воздействия? А как объяснить, что народы Германии, Норвегии, Дании, Северной Англии и Ирландии, живя в немногим лучших условиях, знали феодализм, Ренессанс, Реформацию, а Россия нет, и намного раньше нее расстались с общинными отношениями, коллективной собственностью, крепостным правом, всесильной государственной властью и полюбили частную собственность, индивидуальную ответственность, демократию и интенсивный труд? Это возможно объяснить только тем, что действовали другие, кроме природы, факторы, роль которых не учитывается. Пример Нидерландов — страны с ничтожной территорией и бедной природными ресурсами — также показывает, что не ресурсы главное.
Своим неожиданным для всех блистательным взлетом и могуществом в XVIII в. страна была обязана, по словам Ф. Броделя, «трудовым подвигам крестьянства».
Вопросы
1.Какая позиция (Н.И. Павленко и Л.В.Милова или Б.Н. Миронова представляется Вам более верной и почему?
2.Какова связь природно-климатических условий с политическим строем, экономикой, социальной структурой общества, менталитетом народа, существовавшими в России на протяжении столетий?
Задание 1. Изучите текст п.23-24, посмотрите видео, выпишите основные события в ходе
восстания, причины поражения и историческое значение.
Задание 2. Изучите источник
Господину Оренбургскому военному губернатору В.А.Перовскому
Внутренней Орды старшин биев и почетных киргизов
«Много лет мы спокойно пребывали под благоденскою защитою Его Императорского
Величества. Но ныне положение наше время от времени приходит в худшее состояние от
того, что хан Джангир Букеев не делает справедливого суда на основании магометанской
религии и мы, как бы не огражденные никаким законом, подвергаемся обидам и притеснениям,
которые переносить далее не имеем возможности. Потому что султаны и бии, будучи
обижены сами, нас совершенно ... отбирают у нас скот, имущества и кроме оказываемого ими
к простому народу пренебрежения, причиняют побои, даже наносят раны, распоряжения, а
бии свои, и жалобы на них не принимаются».
Источник: ЦГА РК. Ф. 4. On. 1. Д. 1982. Лл. 14-15 об.
2. Выполни задания к источнику:
1. Опишите образ Жангир хана, опираясь на изложенные факты в источнике;
2. Опишите состояние казахского народа в Букеевской Орде.
3. Определите причины восстания из источника и текста учебника
Дескрипторы к заданию:
Характеризуют образ Жангир хана, приводя не менее 3-х аргументов; -
Описывают состояние казахского народа под натиском ханов и биев Внутренней Орды,
приводя примеры из источника-
Определяют причины восстания, не менее четырех –
Объяснение:
кыз куу
кыз куумай (догони девушку) — национальная конная игра в казахстане и кыргызстане. в ней участвуют юноши и девушки, которые состязаются парами на лошадях полукровных пород. в первой половине игры девушку преследует юноша и если догоняет, то её целует; во второй половине игры они меняются местами. девушка стремится догнать своего партнера и в случае удачи бьет его камчой. дистанция скачки 400—500 м. в конце дистанции устанавливается флаг, обозначающий поворотно-контрольный пункт. девушка (а юноша в обратную сторону) принимает старт на две лошади впереди.
мастерство игры (на личное или командное первенство) оценивается по системе, при этом учитываются три признака — искусство владения конём, художественность (красота) исполнения и резвость скачки. участники выступают в красочных национальных костюмах на одномастных, эффектных по экстерьеру[en] лошадях, чему зрелищная сторона состязаний выигрывает.
аударыспак
аударыспак — известный вид казахской народной борьбы — один из видов борьбы всадников на лошадях (жекпе — жек ойыны). по правилам этой разновидности конной борьбы разрешается «увлекать» за собой соперника только вперед и к себе, а также выезжать вперед соперника, тем самым мешая ему продвигаться вперед. кроме того, запрещается применять друг против друга нагайку — непременный атрибут любого всадника. большое значение в аударыспак имеет подбор лошади. согласно устоявшимся требованиям, наиболее предпочтительными являются невысокие, подвижные и сильные лошади. в прошлом даже были специалисты, которые занимались выращиванием и подготовкой таких лошадей. соревнования в казахских единоборствах, играх и состязаниях обычно устраивались во время традиционных праздников, а также семейных торжеств. нередко схватки организовывались и в часы досуга, для чего было достаточно всего лишь бросить вызов: «а ну, давай! кто из нас сильнее? ». ещё в недалеком прошлом обучение аударыспаку начиналось с детства. казахского мальчика рано приучали к седлу. первые свои схватки он проводил, сидя верхом на , баранах или молодых бычках. большую практическую ценность имели также разнообразные игры, например, жаяу аударыспак, где роль лошади исполнял напарник. у повзрослевших джигитов основным методом тренировки становились многочисленные соревнования и поединки ради разрешения спора.
түйме алу
на противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. по площадке раскладывается большое количество монет (камешков). игроки выстраиваются вдоль линии старта. по сигналу джигиты начинают скачки — передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты.
побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.
аламан байга
казахская национальная игра «аламан байга» — это испытание не только наездников, умения держаться в седле, а главным образом — это испытание для лошадей. аламан байга — это конное состязание, скачки на длинные и сверхдлинные дистанции. корни этой игры основываются на необходимости казахов готовить лошадей к длинным во время перекочевки на новые места, а также отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. так постепенно аламан байга стала неотъемлемой частью больших праздников. иногда во время таких вот соревнований некоторые лошади не выдерживали нагрузки и не дойдя до финиша или падали от усталости, ломая ноги. известно, что наездники перед скачками, для того, чтобы защитить своих скакунов от сглаза заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в неё перья филина или амулеты от сглаза, а также старались никому не показывать скакуна, держа его под попоной.
ак суек
участники игры становятся в шеренгу. ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает: белая кость — знак счастья, ключ, лети до луны, до белых снежных вершин! находчив и счастлив тот, кто тебя в миг найдет!
после чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. в этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. когда кость упадет, ведущий объявляет: ищите кость — найдете счастье скорей! а найдет его тот, кто быстрей и ловчей!
цель действий — быстро найти кость и незаметно для остальных принести её ведущему. если дети заметят её, они преследуют игрока и, слегка ударив по плечу, отбирают кость, затем тоже бегут к ведущему. для того чтобы быть незаметным и без препятствий донести кость до ведущего, можно проявить хитрость, находчивость. иной игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идет к ведущему шагом, отвлекает внимание соперников различными способами (например, громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что кость якобы у него и т. если игрок нашел кость, то есть оказался счастливцем, то вся группа или один из группы исполняют его желание: поют, читают стихи, подражают голосам животных.